Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Коалиция: имитация раскола

Демарш двух фракций коалиции на вечернем заседании парламента в четверг, 1 июля, стал первым показательным актом раскола парламентского большинства. Однако то, что «Самопомощь» и Радикальная партия Ляшко покинули сессионный зал, не стало неожиданностью. Удивление вызывает другое, — почему они не сделали этого ранее.

Двое одну не ждут

Представители двух фракций неоднократно позиционировали себя как критики правительства и президента. Мы можем припомнить жесткие и эмоциональные заявления Олега Ляшко в адрес Петра Порошенко, за которые он не менее эмоционально извинялся в тот же день. Более спокойными, но от этого не менее серьезными были претензии Олега Березюка и его соратников к правительству и, с оговорками, к президенту. Но можно заметить и другое: фракция «Батькивщина» в последние несколько недель резко свернула антипрезидентскую и, что не менее важно, антиправительственную риторику. Юлия Тимошенко буквально в последние дни сделала ряд заявлений, «застолбив» за собой тарифную тематику, но старается воздерживаться от эскапад в сессионном зале. Сдержаннее ведут себя и ее соратники. Иными словами, если «Самопомич» и особенно РПЛ все более двигались в сторону «внутренней оппозиции» в коалиции, то «Батькивщина» заняла умеренную выжидательную позицию.

С точки зрения влияния, все выглядело примерно так:  маленькие фракции коалиции нарабатывали рычаги влияния на большие фракции, предсказуемо вступая в ситуативные альянсы. До поры до времени БПП и «Нарфонт» эта ситуация не особо волновала. Но сейчас сошлись сразу несколько важнейших факторов: конституционные поправки, законопроект про местные выборы и фактический старт бюджетного процесса (бюджетная резолюция, напомню, была взята ВР «к сведению», но не одобренена).

Конституционные поправки стали возможностью для торгов, на что и «клюнули» РПЛ и «Самопомич». Возможно, они бы распознали ловушку, если бы не местные выборы. По непроверенной информации, отказавшись поддержать Виталия Кличко в мэры Киева и Андрея Садового в мэры Львова, БПП готовится выдвинуть сильных кандидатов в этих ключевых городах Украины. О таких кандидатах, не называя пока что конкретных имен, вовсю говорят в кулуарах. И именно этот нюанс вызывает крайнюю нервозность и у «Самопомочи», и у РПЛ. Что касается радикалов, их очень беспокоит, что некоторые соратники в регионах покидают ряды партии. Явление пока что не массовое, но вызывающее беспокойство. И мы видим, как Олег Ляшко фонтанирует эффектными и провокативными заявлениями (чего стоит история с отказом от своего генпрокурорства).

А что же «Батькивщина»? «Батькивщина» спокойно отстаивает свои темы и жестко выставляет флажки», но о демаршах и речи не идет. Более того, «Батькивщина» не зарится на кресла министров. Такие действия фракции показательны. Полагаю, и Олег Ляшко, и ОЛег Березюк, которые, перед демаршем, открыто обвинили в обмане и Юрия Луценко, и Юлию Тимошенко, в последний момент сообразили, что ловушка вот-вот захлопнется и их попросту одним махом выдавят на задворки, и сыграли ва банк.

Порошенко начинает партию

Теперь коалиция в подвешенном состоянии. Со своей стороны, Банковая в выигрышном положении, несмотря на закон о валютных заемщиках, таки принятый в целом. Президент Украины вряд ли подпишет этот закон. Если он не подпишет, сошлется на МВФ. Если подпишет, гривна обвалится, что позволит запустить печатный станок и выполнить номинально индексацию зарплат, пенсий и т.п., а также оправдать рос тарифов.

А что же парламентское большинство? Раскольники уже проиграли. Во-первых, их обвинят в развале коалиции. Даже если она распадется совершенно по иным причинам и намного позже, чем сейчас. Во-вторых, хотя они обвинили пропрезидентскую БПП и «Батькивщину» в имитации борьбы с коррупцией, мячик вернется к ним, поскольку, в БПП заявят, дескать, мы хотим бороться, а нам не дают.

И еще один нюанс. Близятся местные выборы, законопроект пока что не выносится в зал. «Самопомич» и РПЛ завалили документ поправками, их уже насчитывается около четырехсот. И хотя в БПП полагают большинство поправок приемлемыми, само обилие инициатив свидетельствует о недовольстве проектом, а также о стремлении поторговаться за конституционные поправки. Но две фракции коалиции попались на приманку в виде кресел в правительстве. Что же касается «Баькивщины», то, умудренная опытом «войны полномочий» с тем же Петром Порошенко Юлия Тимошенко предпочитает не тянуться за портфелями. Скоро ни эти, ни следующие министры не будут иметь особого веса, по крайней мере, в рамках местных выборов.  Куда дальновиднее заключить стратегические альянсы именно на выборы. Что «Батькивщина», судя по всему,  и сделала.

Той же тактики придерживается и «Нарфронт», но несколько по иным причинам. «»НФ» надеется сохранить премьерство за собой, елико возможно (кстати, информвойна с АПУ оказалась делом опасным), а также отыграться в «войне полномочий» на уровне громад. Пока же клинч БПП с «Самопомощью» на руку «НФ», — острие контраверсии будет направлено не на Арсения Яценюка, а на других политиков, что позволит премьеру накопить силы. Да и антипремьерские заявления ФРУ (Фирташа) — дело серьезное, это не крики отдельных депутатов под куполом парламента.

Полагаю, в пятницу, в ходе Часа вопросов к правительству, основные акценты во взаимоотношениях «НФ», БПП и «раскольных» фракций будут расставлены.

Риски монолита

Но все эти конфигурации были бы невозможны или маловероятны, если бы не конфронтация в самой фракции БПП. Речь идет о сложных взаимоотношениях с УДАРом. После уклончивых ответов Петра Порошенко на вопрос, поддержит ли БПП Виталия Кличко в мэры Киева, УДАр принялся лихорадочно наращивать популистскую составляющую в своей работе на киевской платформе. Одновременно в Верховной Раде неофициальная группа УДАР в недрах БПП активизировала свои контакты, с одной стороны, с группами «Возрождение» и «Воля народа», с другой, с «Батькивщиной». Но если с «Батькивщиной» они опоздали, то с группами — нет. Это вызвало вполне закономерное раздражение в БПП, поскольку, группы в плане контактов «под проект» очень привлекательны: вроде бы и не Оппо-блок. но и голоса нужные всегда под рукой. Кроме того, группы, в силу происхождения, не наглеют и потому договороспособны. Группы обеспечивают контакты и с Оппо-блоком. где, при случае, можно добрать голосов.

Сейчас эта шаткая гармония нарушена. УДАР обхаживает группы, а там есть люди, которые готовы контактировать с УДАРом, имея в виду Киев и свои интересы, хотя. теоретически, БПП в качестве партнера выгоднее. УДАР попытался наладить отношения с «Самопомощью», о чем недвусмысленно свидетельствует вояж во Львов. Но это путешествие дало неожиданные последствия, — в АПУ решили на время вернуть Виталия Кличко в орбиту своего влияния, но придержать и «НФ», с которым БПП сблизилась не в последнюю очередь ради кредиторов. УДАР взял паузу и активизировал торги вокруг законопроекта о выборах, впрочем, не особо афишируя свои идеи на парламентском уровне. Зато у окружения Виталия Кличко появилась идея консолидировать представителей местных властей и дать бой президенту на почве децентрализации. Это не может не беспокоить президента, хотя, его позиции на уровне местных властей слабыми назвать нельзя. Но нельзя назвать и сильными.

Что из этого всего следует? Ответ краткий — торги под соусом выборов или выборы под соусом торгов. Верховная Рада вступает в местные выборы в распотрошенном состоянии, как то и должно быть. Это состояние — прекрасный шанс Оппо-блоку для реванша.

 

 

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »