Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Укрощение коалиции

В ночь с пятницы на субботу в украинском политикуме кипели страсти по коалиции. Главным образом, из-за интриги с отставкой Юрия Луценко. Сам лидер фракции БПП объяснил свое заявление в комментарии одному из украинских журналистов, основные тезисы которого вылились в заявление на сайте БПП   http://solydarnist.org/?p=28510

Это заявление существенно меняет акценты в восприятии произошедшего в четверг, 1 июля и в пятницу, 2 июля. Почему? Можно с ходу опровергнуть утверждение нескольких депутатов от БПП, что демарш Юрия Луценко стал эмоциональной и спонтанной реакцией на голосование по законопроекту о реструктуризации валютных кредитов. Судя по тональности заявления, это четко выверенная и заранее продуманная операция. Аргументы, которые приводит Юрий Луценко, тщательно подобраны и, опять же, выверены до миллиметра.

Итак, предположим, что кризис в коалиции был запрограммирован. Кем? давайте поразмыслим. С одной стороны, то, что на поверхности, — срыв у «Самопомощи» и РПЛ, вызванный игнорированием инициатив этих двух фракций и, куда глубже, утратой влияния и на правительство, и на «движок» коалиции — БПП.  Здесь надо понимать, что, если РПЛ и «Самопомощь» пойдут на выборы самостоятельно (по словам представителей и лидеров фракций, на данный момент, так и есть), то им сейчас крайне нужно определиться с членством в коалиции. Разделять ответственность за промахи правительства они не очень-то хотят, поскольку, у избирателей накапливается недовольство действиями власти. Но и клеймо «раскольников» для них опасно. Поэтому, усмотрев в ситуации с валютными заемщиками удачный момент грамотно выйти, по крайней мере, из-под критического «зонтика» коалиции, две фракции решились на пробный демарш.

С другой стороны, у БПП, не побоюсь этого, были резоны желать этого срыва. Почему? Все просто: только так можно объяснить контакты с группами и умеренными (точнее, не замаранными) из Оппо-блока, что очень — очень! — важно перед голосованием по конституционным поправкам. Теоретически, БПП нужен был громкий демарш союзников по коалиции, чтобы заговорить о дисциплине внутри парламентского большинства. И фракция этот повод получила. Если сейчас Юрий Луценко уйдет в отставку, на поверхность выйдет дискуссия о безответственности и популизме партнеров по коалиции, они же (раскольники) будут обвинены в том, что БПП и «НФ» приходится искать голоса не там, где надо. Если, вопреки ожиданиям, депутаты и фракции встряхнутся и станут прилежными учениками (чего безуспешно добивается «учитель» Гройсман), то Юрий Луценко и верхушка БПП постоянно будут приводить в пример четверговый демарш, приведший к обвалу банковской системы. Одним ударом убиваются сразу несколько «зайцев»:

— коалиция становится послушнее, а у БПП развязаны руки в поиске ситуативных партнеров,

— намного снижается градус тарифных дискуссий, правительство выводится из-под обстрела критикой, так как, обвалив банковскую систему. «безответственные популисты» накрутили тарифы, они за таковые и отвечают,

— перед голосованием конституционных поправок расставляются нужные смысловые акценты в восприятии действий тех или иных парламентских сил.

РПЛ уловила сут момента, Олег Ляшко в пятницу же несколько отошел от своих жестких намерений и заверял всех и каждого, что он за сохранение единства коалиции, не то «путинский реванш». Вольно или невольно, РПЛ очень подыграла БПП и «НФ», очевидно, сделав это из огромной «любви» к Юлии Тимошенко. Помимо прочего, именно Олег Ляшко перехватил роль эдакого заигрывающего оппонента ЮВТ, что двумя неделями ранее куда более эффектно получилось у Арсения Яценюка (Час вопросов к правительству, спор о миллиардах). «Самопомощи» терять нечего, она осталась на раскольнических позициях, пытаясь перейти в контратаку на БПП. Но, при данном раскладе, мнение «Самопомощи» может быть интересно только симпатикам данной политической силы.

Чтобы как-то прикрыть коалиционный скандал, в Верховной Раде вспыхнула ссора между Игорем Мосийчуком и Сергеем Лещенко на почве «гомофобства». Успеха эта затея, судя по откликам, не имела. Но сюжетная линия может быть продолжена в середине июля.

В сухом остатке: коалиция вступила, как выразился Олег Ляшко, в период турбулентности. Как ни парадоксально, сейчас стройность и слаженность работы ПБ-226, эдакий демократический централизм, куда важнее взаимоотношений внутри коалиции. Прежде всего, для внешних партнеров. Лично меня удручает совершенно иное. Имея настоящую войну на юго-востоке, политические элиты открывают фронты друг против друга, обмениваются политтехнологически выверенными или спонтанными булавочными уколами в своем закапсулированном мирке, не подозревая, что такой разгул плюрализма не может не повергать в глубочайшую задумчивость даже самых ярых сторонников Украины. В этом смысле, слова Мартина Шульца о невозможности решить украинскую проблему без участия России вполне логичны и закономерны, как бы на них ни «шипели» в кулуарах.  Но, если и этого тревожного звонка будет недостаточно, боюсь, нас ожидает ремейк ющенковских коалиций. Вот уже и Петр Порошенко обеспокоен, вот он готов чуть ли не самолично мирить спорщиков. Так и до универсалов дойдет.

Вам не кажется, что все это уже было? И если да, значит, мы все плохо выучили урок.

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »