Конституцию перекроят к 24 августа?

Не успели президентские поправки к Основному закону вернуться из Венецианской комиссии, как вокруг них активизировались эксперты. Поговаривают, что есть идея красиво принять их в целом до Дня Независимости Украины. Слух появился не на пустом месте, так как, еще в день вынесения заключения Венецианской комиссией (когда об этом стало известно) поговаривали об экстренных пленарных заседаниях парламента. Более того, в течение всей последней в июле реальной «пленарки» в кулуарах депутаты не исключали, что их созовут или они сами созовутся именно под конституционные поправки. Этим-де и вызвана необходимость экстренного принятия двух «поправочных»проектов и продление сессии. В понедельник, 3 августа, слух подпитался заявлением замглавы АП Алексея Филатова о теоретической возможности принять поправки в августе хотя бы в первом чтении.
Но есть ли под этим слухом основания?
И да, и нет. Да — потому, что многое указывает на спешку. Помимо перечисленного, мы все успели заметить у нашего президента тягу к внешним эффектам. Причем к таким, которые впечатлят западный мир, в частности, ЕС. Получить новую Конституцию ко Дню Независимости — это красиво и впечатляюще. Во-вторых, и это куда более серьезное основание,президенту и по внутриполитическим причинам стоит поторопиться с поправками. Исходя из пробуксовки Минского процесса, можно сделать вывод, что, с одной стороны, высокие договаривающиеся стороны требуют неких решений в рамках переговоров, чтобы сдвинуть их с «мертвой точки», с другой, Петр Порошенко тоже не лыком шит и, делясь полномочиями, не склонен делиться реальной властью. Причем он совершенно прав, мотивируя это интересами сохранения суверенитета и территориальной целостности страны. На данный момент, судя по всему, стороны вчерне договорились «о проторях и убытках», остальное — дело техники.
Есть и еще одно соображение, не менее веское. Конституционные поправки можно рассматривать и комментировать как угодно, но брифинг Рабочей группы по реформированию судебной ветви власти, хотя откровением не стал, предоставил систематизированную информацию о поправках, из которой вырисовывается простая схема: отдавая декларативные полномочия, Петр Порошенко стремится сконцентрировать свое влияние именно в судебной ветви власти. Задачу легко решить, прикрываясь мировыми стандартами. На практике, условно независимый Высший совет правосудия будет состоять из людей, надо полагать, не случайных, что, опять же, теоретически, позволяет сделать вывод о возможности воздействия на него. Повторится история с независимостью НБУ, — там проблема была решена кадровым путем, в ВСП, видимо, будет то же самое. Вместо общего надзора прокуратуры будут префекты, наделяемые не менее широкими (хотя формально очень конкретными_ полномочиями. Таким образом, опираясь на НБУ и ВСП, президент (кто бы им ни был) сможет спокойно держать страну в состоянии гибкого равновесия, не опасаясь Верховной Рады и, тем более, Кабмина.
Проблема конституционных поправок, в том числе, и судебных, состоит в том, что они заточены под конкретную персоналию — Петра Порошенко. Он до сих пор умело оперировал кадрами, грамотно расставлял близких людей и это позволяло не опасаться подвохов или свести риски к минимуму. Но что будет со страной, если придет другой президент? Например, новый глава государства не будет иметь такого опыта в работе с кадрами (скорее даже, в работе кадрами), или у него будут диктаторские замашки. Стройная и логичная схема невидимых сдержек и противовесов превратится в путаницу. Эта путаница наложится на большую самостоятельность регионов. Возможно, следующим этапом после децентрализации станет де факто федерализация. Есть и другой риск — формирование мощного клана, так сказать, Семьи по российскому лекалу. Так, добившись пожизненного назначения судей и выведения КС из-под влияния Верховной Рады (как и ГПУ, кстати), Петр Порошенко, гипотетически, имеет возможность сформировать невидимую, но крепкую сеть влияния, которая будет функционировать, независимо от того, кто станет следующим президентом. Хорошо это или плохо в украинских реалиях, пока что сложно сказать. Как фактор стабильности, наверное, хорошо. Но эта же сеть позволит трактовать законы «как дышло» и окончательно превратить правовое поле в гибкий матрасик. Страна останется условно унитарной, но окончательно превратится в полигон для борьбы кланов за власть. И, в данном случае, торопиться с поправками стоит хотя бы исходя из того, что осенью-зимой ожидается третья волна социальной напряженности. Вероятность ротации власти, хоть и минимальная, все же существует. И если это случится до конституционной реформы, удержаться Петру Порошенко будет чрезвычайно непросто. Если же поправки будут приняты и система перестроится на новый лад, Петр Порошенко заслужит у европейцев звание Великого Реорматора, а внутри страны станет малозаметным, но чрезвычайно влиятельным политиком и функционером.
Впрочем, слухи имеют и свою обратную сторону. Не исключено, что поправки никто принимать и не собирался, так как, внутри страны всех все устраивает. До поры до времени решили потянуть, авось получится.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *