Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Яценюк подставляет местные власти, чтобы уйти от ответственности

Яценюк-КрупноПремьер-министр Арсений Яценюк своим эмоциональным заявлением в пятницу, 8 января, по поводу снегопадов и «дяди из Киева» фактически снял с себя ответственность за происходящее на местах. Таким образом глава исполнительной ветви власти заранее уходит от ответственности за случившиеся и возможные в будущем ситуации, связанные с ухудшением погодных условий. Несмотря на то, что упреки премьера в адрес местных властей во многом справедливы, в словах Арсения Яценюка легко просчитывается политический подтекст. Главным образом потому, что большинство местных советов в Украине имеют пропрезидентское большинство и де факто подконтрольны ареопагу БПП. К тому же, децентрализация власти, которая должна перейти в очередную активную фазу после внесения поправок в Конституцию Украины, сама по себе предполагает расширение полномочий местных властей, синхронно с расширением финансовых полномочий. Критикуя не только исполнительную власть на местах, но и местное самоуправление, премьер отчасти дискредитирует саму идею децентрализации власти, намекая, что местные власти не готовы к обеспечению жизнедеятельности подведомственых регионов. Прекрасно понимая, что те же местные власти обвинят премьера в неготовности к снегу зимой (что напоминает скверный анекдот), Арсений Яценюк нанес превентивный удар, подсластив «пилюлей» в виде перерасчета оплаты за тепло. Но попутно он подпустил шпильки и в адрес БПП, и (завувалированнро) в сторону «Батькивщины». Это не ново, но выглядит дурным тоном на фоне обесточенных населенных пунктов без обогрева.
Однако именно в этом противопоставлении «плохие местные — хороший премьер» вырисовывается матрица отношений центральной исполнительной власти к местному самоуправлению, в подчинении к которому по законодательству перешли органы исполнительной власти на местах, вместе с соответствующими функциями (то же ГАСК). Возможно (хотя маловероятно) премьер прощупывает почву на предмет слабых мест местного самоуправления. Такое слепое зондирование неожиданно для самого Яценюка обнажило колоссальную проблему, — громады оказались не готовы к децентрализации власти куда серьезнее, чем органы местного самоуправления. Наглядным примером тому может служить заснеженный Киев: мэр в отпуске, работа по расчистке дорог а, главное, результаты этой работы стали видны только после окрика премьера. Во всяком случае, если и есть совпадение по времени, оно лишь частично случайное. Напомню, что, в соответствии с действующим законодательством, громады наделены широкими полномочиями. И взять местную власть «за шкирку» и ткнуть носом в снег должна громада, а не глава центрального органа исполнительной власти. Высшим органом представительства отдельной громады есть местный совет, а высшим органом для местных советов, логически рассуждая, Верховная Рада. Но парламент на каникулах, а местные советы парализованы праздниками. Даже Киев, «отцы» которого на всех углах кричат о том, что столица-де пример для всей страны по части децентрализации, оказался активен лишь в сегменте социальных сетей. Под полупустую мэрию не пришел никто требоват тепла и очистки дорог. Пассивность и неорганизованность громады в столице наглядно показывают, что реальное соотношение сил на местном уровне будет балансироваться за счет отношений между премьером (центральной исполнительной властью) и региональными элитами. В данную матрицу громады не вписываются не потому, что им нет места, а по той причине, что они сами не хотят себя вписывать. И тем самым упускают уникальный шанс «застолбить» хотя бы ролевую позицию, а не быть оттесненными, как сейчас, в лучшем случае, в массовку.
Интересно, что киевские власти среагировали в традиционном стиле, усилив персональную ответственность коммунальных структур за уборку снега и рапортуя об успехах. Это КГГА. На сайте Киеврады последняя новость датируется 5 января и она отнюдь не об отоплении. Наглядный пример того, как громада (Киеврада) хотя бы информирована о проблемах города.
Над спичем Арсения Яценюка можно было бы посмеяться, но, уверена, веселье быстро сменяют тяжкие раздумья. Потому, что жалобы премьера обнажили глубочайший кризис системы власти как таковой и, что очень важно и прискорбно, кризис гражданского общества. После ЕвроМайдана как высшей точки единения социума энергия преобразования, реформаторства должна перейти на местный уровень, и лучшим ее выражением была бы активизация общественного движения на местах. Этого не произошло, громады, существующие, преимущественно, формально, де факто не функционируют. Повторюсь, они тем самым упускают шанс вписать себя в матрицу новых взаимоотношений, вчерне прорисовывающихся уже сейчас, до завершения реформы по децентрализации власти.
Единственный конструктивный момент в этой ситуации: попытка премьера отвести от себя острие недовольства вряд ли будет удачной, так как, из-за низкой активности громад и местных властей сработает принцип «кто делает, тот и виноват». Следовательно, это должно заставить Арсения Яценюка пересмотреть перспективы взаимоотношений с местными властями, если, конечно, он не хочет получить очередной нагоняй в кабинете президента за «выпендреж» и очередное «фе» от Кличко за фотожабы, что, в свете войны Киеврады «за НДФЛ», весьма пикантно.
Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »