Итоги первой в новом году встречи Трехсторонней контактной группы в Минске 13 января содержат несколько намеков на достижение между Украиной и Россией промежуточного соглашения по урегулированию ситуации на Донбассе. Именно тезисы 13 января, скорее всего, станут черновиком будущего соглашения вместо Минских договоренностей.
Во-первых, об этом косвенно свидетельствуют телефонные переговоры Петра Порошенко с Ангелой Меркель и Франсуа Олландом по итогам встречи Трехсторонней контактной группы. Во-вторых, симптоматично, что первую свою большую пресс-конференцию президент Украины назначил на 14 января текущего года, хотя логичнее было бы подвести итоги года прошедшего. В-третьих, обращаю внимание на активизацию представителей бывших или нынешних политических сил условно симпатизирующих России. Это важная деталь.
Судя по телефонным переговорам такого уровня, канцлер ФРГ и президент Франции в курсе происходящего в Минске и готовы подключиться на самом важном этапе. Но торопливость и российской, и украинской сторон не могут не настораживать.
Скорее всего, жесткой причинно-следственной связи между итогами работы группы в Минске и большой пресс-конференцией украинского президента нет. Однако Петр Порошенко в ходе практически всех своих публичных выступлений акцентирует внимание как раз на мирном процессе, достижениях на пути к миру, на реализации своего плана по мирному урегулированию, в комплекте с которым, собственно, и был избран. Вряд ли и эта пресс-конференция станет исключением. В этой связи, любопытно обращение главы государства к Кабмину немедленно поднять размер окладов военным в зоне АТО. Не исключено, речь идет о своего рода авансе, так как, если АТО прекратится, часть военных, по различным причинам, могут выступить против мирного урегулирования. И уж, в любом случае, очередное обещание поднять оклады военным выглядит как превентивной мерой на случай недовольства в армии по типу «за что мы там гибли?» Полагаю, Петру Порошенко необходимо подготовить и военных, и социум к тому, что Украина и Россия в текущем году могут подписать нечто вроде мирного соглашения.
Но не слишком ли торопится Петр Порошенко? На первый взгляд, в Минске завершилась очередная «говорильня», стороны обменялись обещаниями и были таковы. На самом деле, помимо вышеперечисленных признаков, о серьезном «лед тронулся» свидетельствует и конкретизация требований. Те, кто хоть раз в жизни был в ситуации переговоров, знают: пока участники озвучивают абстрактные или широкие требования, процесс застыл, как только конкретизируют свои ожидания, можно надеяться на достижение компромисса. Судя по всему, конкретика прозвучала и была воспринята.
В черновом варианте, Украина получит обратно своих пленных, в том числе, и Надежду Савченко (что, кстати, весьма на руку определенным политсилам, не слишком симпатизирующим Юлии Тимошенко). Россия, вероятно, легко согласится и на денежные компенсации нанесенного эукономического ущерба, и на допуск международных наблюдателей в особо опасные и спорные регионы. Во всяком случае, пока что российская сторона готова осуществлять выплаты в соответствии с украинским законодательством. Впрочем, эти пункты предполагаемого соглашения, очень важные, являются маскировкой или фоном (как получится) для двух главных пунктов обсуждения. Это децентрализация власти и местные выборы. Причем Россию интересуют не столько выборы, сколько особый порядок осуществления самоуправления в «ДНР» и «ЛНР». В обмен на это Кремль пообещал не только объявить, но и соблюдать «режим тишины».
Мы должны понимать, что сейчас чрезвычайно важный момент. И то, что президент Петр Порошенко торопится первым «засветить» себя как миротворца, показательно в плане опасений украинской стороны в том, не перемкнет ли Москву через пять минут после минской встречи? Не откажется ли Кремль от перспективы диалога? Со своей стороны, российская сторона также торопится зафиксироваться на достигнутых позициях. И если Петр Порошенко говорил по телефону с Меркель и Олландом, то Владимир Путин обсудил ситуацию в Украине с президентом США Бараком Обамой. В официальном сообщении об этом разговоре есть важное дополнение. В частности, Путин подчеркнув важность соблюдения украинской стороной Минских договоренностей, особо упомянул в этом контексте «налаживание прямого диалога с Донбассом, согласования с ним готовящихся изменений в Конституции, проведения местных выборов, вступления в силу законов об особом статусе и амнистии». Один абзац содержит краткое изложение главных (подчеркиваю – главных!) требований России. Статус телефонных собеседников и в этом случае свидетельствует если и не о прорыве в Минске, то о выходе на нечто конструктивное.
Сообщение на сайте президента РФ добавляет важные нюансы, на которых стоит остановиться особо. Итак, прямой диалог с Донбассом и участие Донбасса в переговорах, пусть и в формате согласования. Для Украины это будет означать легализацию руководителей «ДНР» и «ЛНР». И, как ни горько прозвучит, Киев должен быть готов принять это условие. Не потому, что нужно сделать приятное врагу, а по той простой причине, что должен быть промежуточный этап в процессе официализации и признания и властей Донбасса, и особого статуса региона. Кстати, особый статус + децентрализация есть главные цели РФ. Судя по тому, что в тот день, когда президент Украины будет давать большую пресс-конференцию, спикер Верховной Рады проведет расширенное совещание по децентрализации с представителями регионов, поправки в Конституцию готовят к принятию.
И украинская, и российская стороны понимают губительные последствия срыва шаткого перемирия. И играют друг у друга на нервах. Но если Кремль располагает еще не истощенными дешевой нефтью ресурсами для ведения борьбы, то Киев, к сожалению, богатыми закромами похвалиться не может. Кроме того, нужно учитывать позициии украинских олигархов. Они не всегда совпадают с интересами Украины (что естественно), и олигархи, надо полагать, оказывают на Петра Порошенко определенное влияние, если не сказать — давление (что реально, но противоестественно). Мы не должны забывать, что им выгоден российский рынок и выгоден рынок европейский, они вряд ли захотят терять прибыли. С большой долей вероятности может предполагать аналогичные позиции российских олигархов: сливки с войны сняты, контрабандные каналы налажены, Донбасс ободран елико возможно. Больше брать нечего, а разоренная земля не представляет особого интереса. Почему бы и не вернуть ее Украине, пусть «харчует» за счет украинских налогоплательщиков? Децентрализация же власти и особый статус обеспечат широчайшую автономию Донбассу, автономию, которая и не снилась Крыму.
Кстати, о Крыме. Вопрос о полуострове закрыт на некое время. Об этом сигнализирует инициирование процесса об «украинском геноциде» крымчан. Схема укладывается в сценарий «блокадный Ленинград», когда главными врагами были названы фашисты, хотя немало ленинградцев умерли по причине преступных действий советской власти. В свете вероятного достижения соглашения с Украиной, Путину необходим враг и необходима вспышка антиукраинских настроений. Причем в «подбрюшье» Украины.
Что будет, если соглашение из версии станет реальностью? Мы можем наблюдать активизацию условно пророссийских сил в Украине. Визит Бориса Грызлова как прорыв отметили и Виктор Медведчук, и Петр Симоненко, и Николай Азаров, и уж, конечно, прочие господа.
Договариваться с сильными соперниками можно, верить им нельзя, потому что, им ничто не помешает нарушить договоренности. Минский процесс тому доказательство. Украинская сторона заявляет протесты в связи с нарушением «режима тишины» российскими боевиками, но эти протесты не достигают цели. Отсюда вопрос: есть ли смысл идти на соглашение?
Как ни печально, другого выхода на данный момент у Украины просто не существует. Единственное, что можно сделать, — запастись достаточно весомыми аргументами и фактами, чтобы заставить российскую сторону не «принуждать к миру» Украину, а принудить к миру себя самое. Поскольку у Путина появились военные дела в Сирии и, возможно, интересы вблизи Корей, думаю, момент для этого удачный.
Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»
Ваш комментарий будет первым