Судебная реформа: за кадром осталось главное

Судеюная реформа

Проблема всех реформ в Украине заключается в том, что их, на стадии проектов, мало кто читает. Судебная реформа, предварительно одобренная Верховной Радой в лунный день Шивы 2 февраля, наглядный пример.

Споры велись, ведутся и будут вестись вокруг бросающихся в глаза пунктов законопроекта, зачастую изъятых из контекста. При этом забывается, что поправки после принятия будут действовать не разрозненно, а как единый механизм.

Сейчас между Грушевского и Банковой спор о люстрации-переаттестации, о Переходных положениях и о генпрокуроре. Но не это самое любопытное в президентском проекте. Если вчитаться, можно найти интересные нюансы.

Нюанс первый. Заболевший президент. В действующей редакции ст. 108 Конституции Украины, полномочия президента досрочно прекращаются по ряду причин. В том числе, из-за невозможности (укр. «неможливости») выполнять свои полномочия по состоянию здоровья. В проекте поправок предлагается стилистическая корректива на «неспособность». Кажется, если механизм освидетельствования остается неизменным, чего цепляться к деталям? На самом деле, в Конституции любая запятая имеет колоссальное значение. И между «невозможностью» и «неспособностью», при желании, можно найти разницу. Так, «невозможность» выполнять свои обязанности по состоянию здоровья может трактоваться достаточно широко. В 1992 году путч против Михаила Горбачева также «заварился» из-за «невозможности» того выполнять свои функции по факту изоляции на даче. То есть, толкование достаточно широкое и включает и внешние обстоятельства. «Неспособность» более жестко связана с президентом как человеком и представляется как прямое следствие тех или иных изменений в состоянии здоровья. Скажем, если у третьего президента Украины Виктора Ющенко были тяжкие последствия отравления, предположительно, диоксином, это нанесло ущерб его здоровью, но выполнять свои функции в качестве президента он мог. «Невозможность» позволила бы оспорить его президентские права тем, что он вынужден лежать в больнице, проходить курсы лечения и т.п.

Нюанс второй. Формирование Высшего совета правосудия. В него по должности входит председатель Верховного суда. В Переходных положениях сказано,что Высший совет юстиции, куда входят, помимо председателя Верховного суда, Генпрокурор, министр юстиции, будет реорганизован в ВСП и проработает максимум до 30 апреля 2019 года. То есть, без генпрокурора и министра юстиции, но с председателем Верховного суда. Верховный суд, в результате реформы, будет высшей судебной инстанцией. И если президент имеет влияние на Высший совет юстиции (по неофициальным данным, через куратора судреформы в АП г-на Филатова), ВСП из ВСЮ будет особо чутким к настроениям президентской команды. При случае, если нужно заблокировать работу ВСП, это легко сделать: четырех из 21 члена назначают и избирают президент и Верховная Рада. ВСП не может работать в составе менее 15 избранных-назначенных членов. Достаточно подсобрать еще двух, чтобы вывести ВСП из строя.

Нюанс третий. Конституционный суд перестает быть единым органом конституционной юрисдикции Украины. Вместо этого КС просто решает вопросы о соответствии основному закону законов Украины и других актов, официально толкует Конституцию. Судьи в КС выбираются по конкурсу. Срок полномочий – 9 лет без права быть назначенными повторно. Защищают судью КС государство и сам КС, без согласия которого судьюнельзя задержать,привлечь к ответственности. Но судья КС, как и обычный судья, дможет быть уволен в результате, в том числе, дисциплинарного проступка. Соответствующее решение принимает, опять-таки, КС. На практике это может вылиться в широкую трактовку дисциплинарного проступка, грубого и систематического игнорирования своиими обязанностями.

Эти моменты ни хороши и ни плохи, они всего лишь говорят о том, что реформа писалась поспешно, неаккуратно и без особой вдумчивости. Следовательно, факт запуска реформы приоритетнее последствий реализации такой реформы.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *