Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Игра капиталов: Абромавичюс оказался на стыке бизнес-интересов различных групп

Айварас Абромавичюс

Министр экономического развития Айварас Абромавичюс не явился на утреннее заседание фракции БПП, сославшись на состояние здоровья. Тем не менее, депутаты ожидают его на заседании комитета по борьбе с коррупцией.

Между тем, политический кризис набирает обороты, и в Верховной Раде он вылился в скандал на тот самом утреннем заседании фракции БПП. Был поставлен вопрос о сложении Игорем Кононенко депутатского мандата. За это проголосовали, по различным данным, от 1 (Юрий Луценко) до 7-8 (Мустафа Найем) депутатов фракции БПП. Игорь Кононенко, не отрицая и не подтверждая факта такого голосования, объяснил обвинения против него политическими разборками и самоустранился с поста первого заместителя лидера фракции БПП на время расследования.

К персоне Айвараса Абромавичюся возник особо повышенный интерес из-за его невозможности или нежелания появляться в парламенте. Так, фракция «Батькивщина» настаивает на отчете министра экономического развития и торговли, а фракция БПП все-таки желает увидеть министра на своем заседании. Фракция «Самопомощь» сообщила, что вечером состоится совет коалиции, где будет обсуждаться судьба Кабмина. Со слов Олега Березюка, «Самопомощь» настоятельно порекомендует принять конкретное решение.

Факт глубины и серьезности политического кризиса косвенно подтвердили президент Петр Порошенко и спикер парламента Владимир Гройсман, публично признавшие наличие проблемы. Правда, глава государства видит корень зла в сюминутных разночтениях, а спикер – в тупиковости коалиционных переговоров.

Однако есть сигналы, которые позволяют сделать вывод о финансовой подоплеке разразившегося кризиса. В частности, в борьбе за предприятия в сфере грядущей тотальной приватизации. Не все одобряют такую распродажу. Например, «Батькивщина», при всей идеоологической непоследовательности, всегда была верна идее государственного капитализма. Как и в ней, и в «Самопомощи» и фракции БПП есть представители мощных ФПГ, подозревающие Айвараса Абромавичюся в игре в пользу внешних инвесторов. Робко, но перспективно, раскручивается версия о скрытом лоббировании интересов российского капитала. Это тем более может быть многообещающе для разработки, что Айварас Абромавичюс имел дело со структурами «Газпрома» и нынешний кризис разразился из-за попыток Игоря Кононенко контролировать «Нафтогаз» и другие госпредприятия энергетической сферы.И министр вспыхнул только тогда, когда оказались затронуты интересы в энергосфере. До сих пор он молчал, что сейчас ему вменяют в вину.

Если пофантазировать, в кризисе сошлись клином интересы, условно говоря, нескольких групп крупных капиталов: украинского, украино-российского, российского, европейского и американского. Допустим, кредиты нам даются не за «просто так» и даже не за евроинтеграционные устремления, а в обмен на прозрачные и чистые правила для бизнеса. Эти правила имеют силу и в сфере приватизации и инвестирования. Айварас Абромавичюс и был призван улучшить деловой климат страны, особенно инвестиционный. Западные инвесторы готовы вложиться в апгрейд Украины, но, имея опыт сотрудничества с предыдушими правительствами, послали смотрящего». Предположим, Абромавичюс и есть гарантия выписывания правил и – главное! – их соблюдения. В таком случае, срыв ввода этих правил или их коррекция неизбежно вызовет моментальную реакцию внешних партнеров, чьи финансовые интересы ущемлены. Мы также отметим, что РФ, при всей очевидной выгоде пиара на кризисе, крайне осторожно комментирует его. Российская версия может иметь и зеркальную подоплеку: кризис иницирован Россией с целью остановить экспансию в большей степени западного, в меньшей степени украинского, капитала на украинские предприятия. Ведь, отбросив эмоции, мы можем вспомнить, что до Революции достоинства доля российского капитала в украинской бизнес-сфере достигала 70%, в некоторых сферах доходила и до 90%. После Революции достоинства изменения были, но не кардинальные: не произошла национализация предприятий, не было проверок собственников, не были оглашены основные бенефециары крупнейших объектов и структур. Впрочем, если кто и опасался преследований, они заблаговременно обзавелись украинскими «дочками». Что, в свою очередь, оказалось выгодно украинским олигархам, так как, подпитало их и финансово, и имиджево. И сейчас пророссийские олигархи Украины, грубо говоря, вошли в клинч с прозападными. Россия вмешалась в самый деликатный момент и нарушила хрупкое перемирие, достигнутое было на почве стремления к безвизовому режиму. Выгода Кремля от такого кризиса очевидна: помимо раздрая в украинском политикуме, распада коалиции и, вероятно, досрочных выборов (что, помимо прочего, ослабит позиции Украины в Минском процессе), нынешняя власть частично дискредитирована в глазах западных партнеров. Следствием этого могут стать оттяжка во времени с безвизовым режимом, утрата Украиной достигнутых позиций на мировой арене в рамках переговоров по Крыму и переориентация крупного капитала Запада на Россию. В пользу этой версии, кстати, свидетельствуют и крайняя обеспокоенность западных послов, и то, что Айварас Абромавичюс приглашается в Брюссель для рассказа об украинской коррупции. Потому что, единственная линия эффективного противостояния России – это борьба с коррупцией в Украине, так как, россияне отдают предпочтение как раз «серым» и «черным» схемам. В качестве «кнута» — проволочки МВФ свыдачей транша Украине, что ставит нашу страну на грань дефолта.

Айварас Абромачивюс становится важной фигурой в сложной геофинансовой игре вокруг Украины, но он выступает не самостоятельным игроком, а проводником интересов. Для нас это все очень грустно в том смысле, что Украина продолжает быть площадкой для выяснения интересов и слабо воспринимается как субъект. Но, как ни странно, именно такой расклад может быт выгоден Петру Порошенко. Украинский президент получает возможность поставить вопрос перед мировым сообшеством и проукраинской коалицией о возврате Крыма как негласную компенсацию за тотальную приватизацию и оттеснение российского капитала западным. Главное же, что игра продолжается. Ведь, если Михаил Саакашвили частично вляпался в скандалы, то Айварас Абромавичюс — чист и на белом коне. Именно его, а не Михо, зовут в Брюссель. Вполне вероятно, что сдетонировало и разочарование в Михаиле Саакашвили, в его крутом уходе в политическую деятельность, в обвинениях. Потребовался политически незаангажированный человек, и именно он может и, скорее всего, должен возглавить антикоррупционный фронт. Именно поэтому он, кстати, избегает парламента и предпочитает президента, премьера и послов. Но каша, которую заварил министр, судя по всему, испугала его самого.

 

Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »