Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Кабмин переходит в контрнаступление ради транша МВФ

Яценюк-дискурсjpg

Экстренное заседание Кабинета Министров Арсения Яценюка в четверг поздно вечером стало этапным в развитии кроорупционно-политического кризиса, первого серьезного излома украинского политпроцесса в новом году. Накануне премьер дал понять, что отступать значит сдаваться, но это было, скорее, эмоциональное заявление. В четверг, на следующий день после той экспрессивной речи, Арсений Яценюк дал слово тем министрам, которые ранее написали заявления или публично огласили свое намерение об отставке. И все они, как один, заявили, что, наоборот, их уход сорвет реформы, поэтому они отзывают свои заявления.
«Нами принято важное решение работать едиой командой, — подытожил Арсений Яценюк, — с обнародованием Плана действий на ближайшие 12 месяцев».
В свете встречи Петра Порошенко с представителями G-7, с одной стороны, и напряженнейшими консультациями с Россией (через третьи государства, разумеется), с другой, вырисовывается следующая картина. Во-первых, внешние партнеры Украины, и особенно США, жестко заявили, что не просто настаивают на реформах, но на слаженной команде, именно той, которая сформирована. Во-вторых, непременное условие дальнейшего сотрудничества с Украиной – неукоснительное выполнение всех условий МВФ.
Что из этого следует? Много чего. МВФ подписывал пакет документов о сотрудничестве с правительством Яценюка, правительство Яценюка выступает коллективныим гарантом, и именно правительство Яценюка должно быть в статусе правительства Яценюка и именно в действующем составе воспринимается внешними партнерами как своего рода залог. И не столько возврата кредитов, сколько лоббирования интересов. То, что жесткость внешних партнеров ставит Украину и президента, мягко говоря, в неудобное положение, и не волнует. А Петр Порошенко действительно попал в неудобное положение: сняв с торгов Кабмин, внешние партнеры де факто заблокировали любые коалиционные переговоры, кроме «под БПП», оставив либо силовой вариант, либо досрочные выборы как выход из кризиса. Досрочных парламентских выборов страна может и не выдержать, тем более, финансов на них не хватает. Все это в совокупности сужает Порошенко поле для маневра на манер шахматного короля. Не в плюс и дезавуированная слишком жесткая зависимость от внешних партнеров, показавших, со своей стороны, характер. Их можно понять: вкладывая деньги, они не собираются таковые терять. И это условие, на данный момент, выходит на первый план в парадигме сотрудничества. Для Петра Порошенко ситуация осложняется привязкой к миру и безвизовому режиму. Ни первое, ни второе не может быть достигнуто без внешних партнеров.
После того, как партнеры сказали свое слово (по непроверенным данным, Россия предсказуемо умыла руки), инициатива перешла к парламенту. Но Верховная Рада зажата в тиски: Арсений Яценюк потребовал прекратить шантаж и политическое давление на Кабмин со стороны партнеров по коалиции. Парламентскому большинству остается придумать, как красиво выйти из сложившейся ситуации, — или, бросив шапки об пол, идти на выборы. Опять же, выборы де факто чуть ли не запрещены внешними партнерами, усматривающими в карусели волеизявления попытку уйти от ответственности за взятые в долг и разворованные (потраченные не совсем по назначению или неэффективно) средства. При этом Арсений Яценюк торопится закрепить сибминутный успех строгими предписаниями не вмешиваться в деятельность министров и т.п., что ставит коалицию в зависимость от правительства, хотя, по Конституции, надо бы наоборот. Единственный плюс для Порошенко – в том, что с поиском голосов под реформы проблем быть не должно.
Если посмотреть, кому выгоден этот кризис, таковых два: кредиторы (МВФ) и Россия. Фонд получает рычаги давления на украинскую власть с целью навязать свои условия (и подвесить президента и Кабмин на тонкую ниточку, потому что, меры будут крайне непопулярными), а Россия – раскрыть партнерам всю ненадежность Украины для делового и политического сотрудничества, заработав очки в свою пользу. Мы не должны забывать об активизации дипломатических усилий по возвращению Крыма. Кремль, отводя внимание от полуострова, может со спокойной душой продолжать дискредитировать Украину, хозяйничая на ее территориях. Не исключено, что и весь кризис инициирован не без участия РФ. Помутно политика Украины дан недвусмысленный сигнал, что, если народ обмануть им и удается, партнеров и кредиторов – нет. Компромат есть на каждого, компромат серьезный и тем более опасный, что фигуранты не могут повлиять на его движение, потому что, укомпромат продвигают внешние структуры.
Симптоматично, как оживился Оппозиционный блок. Тезис о «западных марионетках» и «несчастном народе» обыгрывается осторожно, но все настойчивее. Внешним партнерам и это на руку: Оппо-блок сгодится в качестве рычага давления, если что. Это значит, в игре сыграны только первые два раунда. Кстати, Айварас Абромавичюс своего заявления об отставке не отозвал. Следовательно, «далі буде».
Возможно, это и к лучшему, когда маски сорваны и основные фигуранты предстают во всей красе. Первый шаг к успеху – всегда говорить правду. Если и не другим, то хотя бы себе.

Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »