Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Досрочные выборы для Порошенко единственный шанс сохранить себя и «любых друзив»

выборы-9

На следующий день после полуотставки Арсения Яценюка в Верховной Раде привычно заговорили о неучтенных голосах и о распаде коалиции. Однако демарш «Батькивщины» из коалиции и колебания «Самопомощи» сразу добавили реальности сценарию «досрочные выборы». Которые, напомним, сам Петр Порошенко во вторничном обращении заклеймил как зло для страны. Но событийный ряд и тактические выгоды фигурантов свидетельствуют в пользу версии о том, что интрига вокруг Арсения Яценюка была затеяна, в том числе, и для катализации процессов распада коалиции с целью довести парламент до паралича и назначить досрочные выборы. Двойная игра технологов АП заключается в крайней вынужденности досрочных парламентских выборов и максимальном дистанциировании президента от причин и поводов для внеочередного марафона. На самом деле, только президенту и его нынешнему близкому окружению выгодны эти выборы.
Небрежность постановки спектакля 16 февраля и обличения БПП в двурушничестве и нечестной игре со стороны самой БПП, на фоне праведного гнева депутатов других фракций, являются сигналами продолжения театральной постановки. Как и в первом акте, делается все для придания процессу убедительности. Например, о выходе из коалиции заявили Сергей Каплин и Александр Сугоняко. Даже на беглый взгляд, такой демарш выглядел театрально, так как, коалицию формируют и, соответственно, выходят из нее не депутаты индивидуально, а депутатские фракции. То есть, можно покинуть фракцию и, тем самым, коалицию. И два депутата фракции БПП, демонстративно имитируя выход из большинства, на деле преследовали другую цель. Мы можем предполагать, что, помимо обозначения своей позиции по по отношению к событиям 16 февраля, оба депутата также должны были дать соответствующие сигналы другим фракциям, дескать, БПП готова покинуть большинство. Именно этим объясняется резкое решение «Батькивщины». В данном случае, «Самопомощь», не яивившись на пленарное заседание в среду, просто-напросто упустила удобный момент и сейчас мучительно ищет достойный выход из ситуации. Возможно, промедление в данном случае и спасительно: судя по демаршу уже Игоря Жданова по отношению к отзыву его «Батькивщиной» из правительства, Тимошенко малость поторопилась.
Почему? В среду, как мы знаем, Верховной Раде не хватило голосов ни для одного решения. Наглядно и убедительно продемонстрирована недееспособность парламентской коалиции. Даже особо сомневающиеся не могут не признать, что голосов не хватает хрониченски, а, после 16 февраля, их даже многократными понуканиями собрать не удастся никак и ни подо что. О конституционных правках я молчу, 226 голосов и то будет каждый раз проблематично. Дальше все просматривается четко: две фракции коалиции БПП и «НФ», рассыпая вокруг статданные, говорят что-то вроде «Украина в опасности, политики безответственные, страна выборов не выдержит, Путин дестабилизирует обстановку» и т.п., после чего, начинается процесс точечного переформатирования Кабмина. Этот процесс ни в коем случае не должен быть успешным! Ради чего квотные министры скандально удерживаются в креслах, вопреки решениям родных фракций. Когда ситуация очевидно доходит до нового тупика, особо тупого и однозначно безвыходного, те же две фракции призывают «жить дружно», после чего сразу либо идут на альянс с группами и Оппо-блоком , либо Петр Порошенко, пролив потоки слез, проведя тьму консультаций и выпустив в эфир кучу сокрушенных обращений, через силу, едва ли не под дулом пистолета, подписывает указ о роспуске Верховной Рады. Здесь нужно понимать, что БППв парламенте видимо делает все, чтобы новая демократическая коалиция состоялась, но подковерно делает максимально возможное для срыва коалиционного процесса. Таким образом, коалиции в Верховной Раде в течение конституционно обозначенного срока не появляется.
Выходит указ о досрочных выборах. Проходят выборы по старому законодательству, с мажоритарными округами, потому что, недееспособный парламент не в силах внести коррективы в избирательное законодательство. Благодаря проекту 3700 БПП садит кандидатов на короткие поводки. На фоне буйных политсил именно пропрезидентская партия выглядит островком стабильности. Попутно и планомерно капается в головы внешних партнеров на политических же соратников, дескать, они не блюдут интересы страны, они несознательные и т.п. (Первые признаки этого — заявления Госдепа США от 17 февраля в адрес украинских политсил). Как всегда в утомленной войной и политическим противостоянием стране, люди отдают предпочтение центристам, умеренным ы и т. п. (на чем в свое время сыграла Партия регионов). Оппозиционный блок, в свою очередь, наращивает рейтинг на юге и востоке, создавая предпосылки для двухпартийной системы. Прочие партии зажимаются в тиски. А для Запада все выглядит так, что единственный, кто может обеспечить выживание государства Украина – это Порошенко и Ко. Выборы проходят с максимальным количеством скандалов. БПП и партия «Х» как дубль-проект собирают суммарно около 50% голосов, что позволяет сформировать в новом парламенте монопартийную пропрезидентскую коалицию, быстро проголосовать конституционные поправки и вылепить наконец-то президентскую вертикаль. Игра закончена. (Заметим, что вряд ли Порошенко в восторге от нынешней коалиции с ее вечной необходимостью договариваться, уламывать и умасливать).
Остается пунктик – отношения с РФ. Здесь тоже может быть очень интересная игра. Приняв в «безвизовом пакете» заведомо раздражающее ЕС решение, пропрезидентские случайно или намеренно отсрочили перспективу наступления безвизвого режима. ЕС на провокацию уже купился, судя по заявлениям Яна Томбинского. Теперь в сворачивании евроинтеграции Украины, если таковая случится, будет виновен исключительно Евросоюз. Охлаждение отношений с Западом, в разгар большой приватизации, угрожает экономическим интересам самого Запада. И если Запад откажет Украине в кредитах, придется официальному Киеву налаживать открытые и прямые отношения с официальной Москвой. Первые признаки арт-подготовки уже просматриваются: РФ, оказывается, остается крупнешим торговым партнером Украины. А некоторые структуры Укроборонпрома имели (и выполняни!) контракты с российскими предприятиями. Так что, не удивлюсь, если через несколько лет мы с Россией будем контактировать. Или продолжать крепко воевать. Зависит от того, какую ширму выберут фигуранты: цветочки или камуфляж.
Интрига заключается в том, что досрочные выборы максимально выгодны, прежде всего, окружению президента. Что получит в результате этих выборов «батькивщина»? Примерно те же результаты, или хуже, с большими финансовыми тратами. Судя по визиту Юлии Тимошенко на Банковую в среду во второй половине дня, она поняла опасность. «Самопомощь», после утраты позиций в АГУ и неудач в Кривом Роге, а также ряда скандалов, окажется на грани прохождения в парламент и, в лучшем случае, вернется туда в прежнем количественном составе. РПЛ имеет неплохие шансы нарастить присутствие, но ей на пятки наступают «Партия простых людей» и прочие дубль-проекты. И лишь БПП и партия «Х» имеют неплохие перспективы.
Но лишь в том случае, если комбинация будет завершена и прочие фракции коалиции «клюнут». А если нет, тоже неплохо: сохраняется коалиция, и БПП «забивает» себе имидж конструктивной миротворицы.
Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »