Взяв на себя ответственность за новое украинское правительство, Евросоюз дал отмашку на досрочные выборы

Гройсман-Брюссельo

Усилия Банковой и Грушевского реанимировать парламентскую коалицию и переформатировать правительство после визита украинской депутатской делегации в Брюссель приобрели особый размах. Практически в открытую сливается информация о ночных консультациях в Администрации Президента, хотя о степени достоверности услышанного остается только гадать. Однако синхронно с рассказом о консультациях последовало заявление секретаря СНБО Александра Турчинова о невозможности досрочных парламентских выборов для страны. Имеем достаточно убедительную картинку для того, чтобы поверить: власть в лепешку расшибется, но слепит эрзац-коалицию. Тем более, последовали условно позитивные сигналы от МВФ и, что куда важнее, из США.

Но, зная византийский стиль работы нашего политикума, стоит ли верить картинке? Есть букет нюансов, которые свидетельствуют в пользу версии о том, что досрочные парламентские выборы для Петра Порошенко вновь очень актуальны, несмотря на рейтинги БПП.

Во-первых, возвращаемся к началу – степень прилагаемых усилий. На данный момент, президент имеет достаточно рычагов, чтобы сформировать коалицию за 15 минут. Вместо быстрого и эффектного восстановления Феникса из пепла страна и мир имеют сомнительную радость наслаждаться скульптурно-политической мыльной оперой «Лепка коалиции». Петр Порошенко, действительно, на публику задействовал все имеющиеся в его распоряжении формы вразумления политиков. И сейчас близок к тому, чтобы, как Пилат, умыть руки. Но не стоит забывать о фракции «Самопомощь». Именно она в самом начале предложила переписать Коалиционное соглашение. Это бы пролонгировало жизнь парламентскому большинству. Мы помним, как Олег Березюк ходил на Банковую в памятную ночь краха коалиции. Судя по его первой реакции после выхода из монументального здания, «президент меня не услышал». Почему? Потому, что не захотел. В данном случае, Петр Порошенко умело ведет двойную игру: для полупосвященных своих есть сигнал «мочить Яценюка», для непосвященных – слезы гаранта о неразумности политиков, гробящих коалицию и Украину. Отсюда проистекает и «во-вторых».

Во-вторых, давайте представим на минутку, что, несмотря на окрики, посулы и 1 млн евро, выбитых Владимиром Гройсманом с коллегами в Брюсселе, коалиция не будет сформирована. В ЕС дали две недели. Срок нереальный, так как, мы помним, сколько недель спорили из-за каждой запятой партнеры по предвыборному альянсу после своего прохождения в парламент текущего созыва. Но у Европы и США не будет повода придраться,поскольку, президент и просил, и грозил, и умолял. Ну, что поделать, если политики такие неразумные! Не расстреливать же их, в самом деле. При таком раскладе внешние партнеры вынуждены будут согласиться на досрочные выборы и, что гораздо важнее, продолжат кредитовать Украину. Чтобы понять, кому выгодно, стоит представить, что коалиция все-таки сформирована. Здесь главный вопрос – кем именно. Если договорятся лидеры партий-фракций, прекрасно. Если, как предложил Олег Ляшко, коалицию и правительство сформирует один президент (хотя права у него такого, строго говоря, нет), то Петр Порошенко возьмет на себя ответственность за все, происходящее в стране. За все –понимаете? Оно ему надо, совсем близко от президентских выборов?

В-третьих, тренд сменил направление. И на данный момент на Банковой только и ждут благовидного предлога для роспуска Верховной Рады. Почему? Президентское окружение запускает сразу несколько новых политпроектов. Много они не соберут, да и цель перед ними такая не ставится. Их программа-максимум – по полной окучить ресурсные поля конкурентов, чтобы им негде было наращивать собственные рейтинги. Суммарно БПП-«Солидарность», партия борцов с коррупцией имени Саакашвили, Ярош-«ДИЯ» и парочка экзотов соберут достаточно, чтобы Петр Порошенко имел достаточное представительство в парламенте. Плюс мажоритарщики, на которых Банковая, возможно, делает основную ставку. Если тянуть с роспуском парламента, фракции могут договориться и протянуть поправки в закон о выборах. Поэтому поторопиться имеет смысл. Президент при этом получает массу бонусов: укрепление вертикали на фоне обычного предвыборного хаоса в политикуме, который будет выгодно оттенять сдержанность гаранта Конституции, управление правительством практически в ручном неконтролируемом режиме, умноженные на минимальную ответственность. Помимо прочего, под политический кризис также можно попросить денег.

В пользу версии о смене настроений на Банковой насчет досрочных выборов свидетельствует последнее заседание Киеврады. Малопонятно с точки зрения рацио, зачем «Солидарности» было тянуть неделю, чтобы наконец вбросить дубль-проект, который, к тому же, юридически не идеален. Однако «Солидарность» с помпой приняла социальные программы, щедро засеивая киевлян дарами: тут и памперсы, и коляски, и протезы, и выплаты к праздникам и памятным датам, и бесплатный проезд (полмиллиарда на последнюю статью, кстати). Это программа «Турбота». Очень похоже на лихорадочный ремонт межквартальных проездов и школ в столице перед местными выборами осенью 2015 года. Впрочем, «Освита» еще интереснее. Если «Турбота» только 1,2 млрд грн, то «Освита» — 26 млрд грн. Предполагается пустить эти деньги на школы и детские садики. Даже если они все до копейки уйдут по назначению, совокупно выглядит как подкуп избирателей в масштабах столицы. И теперь главное: так почему же, как подняла было волну «Самопомощь», оба документа зимой, в разгар бюджетного процесса, затерялись? Да потому, что киевская власть еще не знала, нужно ли расширять объем финансирования этих программ или сослаться на экономический кризис. Если бы досрочные выборы были не актуальны, программы финансировались по сдержанному сценарию. Но, видимо, помимо прочего, поступил сигнал обрабатывать электорат. Так, на всякий случай.

Сложно сказать, понимают ли в Брюсселе тонкости украинского политпроцесса. Судя по тому, что ЕС совершил ошибку, не совсем. Едва ли не в открытую заявив, что хотели бы влиять на украинское правительство (увольнение министров), европейские партнеры тем самым предоставили украинской власти великолепную возможность сделать из Брюсселя «козла отпущения»: на фоне неизбежного похолодания в отношениях любое, пусть и косвенное, вмешательство в процесс формирования правительства или коалиции, при негативных трендах, будет истолковываться как «вредоносное влияние Запада». С одной стороны, это позволит власти упрекать, при случае, Евросоюз, с другой, оправдаться перед избирателями. Если слухи, упорно циркулирующие несколько месяцев, подтвердятся и Наталья Яресько станет премьером, западные партнеры будут вынуждены поддерживать финансово и политически Украину, так как, этот премьер – их креатура. А уж кто будет использовать Яресько как ширму, покажут первые же недели ее премьерства. Вполне вероятно, что, имея технического премьера (и обеспечив тылы), Банковая скорее распустит Верховную Раду. Тем самым, в Брюсселе начался обратный отсчет не до новой коалиции, а до новых выборов. Кстати, если их не провести сейчас, вероятность совместных парламентско-президентских выборов растет с каждым днем.

Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *