Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Арсений Яценюк метит в Ющенко-2

 

Яценюк-Крупно

Своим заявлением об отставке с поста премьер-министра Арсений Яценюк в воскресенье, 10 апреля, фактически дал старт предвыборной кампании в качестве президента. Не исключено, это заявление также станет отмашкой для других потенциальных кандадитов в президенты Украины подтягивать резервы, прикрывать тылы и обновлять арсенал борьбы. Несмотря на то, что в эпицентре внимания сразу после резонансного заявления на данный момент еще премьер-министра – результативность коалиционных переговоров, которые еще не факт, что увенчаются успехом аккурат 12 апреля, демарш Арсения Яценюка будет иметь далеко идущие последствия не столько для коалиции и парламента, сколько для политикума в целом. Потому что премьер начал реализовывать сценарий, который условно можно назвать «ющенко-2».

Основные акценты своей дальнейшей деятельности как политика Арсений Яценюк расставил в «лебединой десятиминутке» 12 апреля. Обращает на себя внимание то, что он выделил национальную идею, приверженность национальным ценностям, патриотизм. С одной стороны, это позволяет нивелировать негативные эффекты от слишком долгого подвешенного состояния и правительства, и коалиции из-за нежелания Арсения Яценюка, при негативном отношении к нему парламента, уйти в отставку. При этом, забудется (если спикеры не напомнят), что, если бы премьер ушел тогда, кризиса бы не было, а все закончилось бы точечным переформатированием Кабмина. Во-вторых, Арсений Яценюк намекает на интриги против него фразой «кризис был создан искусственно». Так что, тонкие места и тылы прикрыты. Ни слова об экономических достижениях и экономических же провалах, никаких выводов для себя и напутствий для своего преемника.
Да-да, речь идет именно о преемнике, и Арсений Яценюк подчеркнул это фразой «передаю полномочия и ответственность Владимиру Гройсману». Вообще-то в демократическом государстве, в парламентско-президентской республике никто никому полномочий и ответственности не передает. Тем более, премьер-министр, кандидатура которого предлагается коалицией. Он по определению не может ничего передать следующему за ним премьеру, кроме благопожеланий и, возможно, аналитических выводов (с фиксацией на ошибках и достижениях) своей деятельности. Но Арсений Яценюк сразу бросил тень на Владимира Гройсмана, подчеркнув формирующуюся династичность власти. таким образом, клановость в Украине, в данном конкретном случае, выходит на новый уровень, — на уровень преемственности во власти по факту, используя законодательство как инструмент. В принципе, никто не запрещает использовать законодательство как инструмент, даже желательно его использовать. Но, опять же, в соответствии с демократическими принципами. В данном случае, Арсений Яценюк сразу ставит под сомнение демократичность избрания нового премьера и формирования нового правительства.

Мало кто обратил внимание, что никаких веских причин для своего ухода премьер-министр Арсений Яценюк не привел. Единственная причина, по его версии, это «желание сместить одну персону ослепило политиков». То есть, иносказательно речь идет о давлении, об интригах, которых премьер-камикадзе, в конце концов, не смог долее выдерживать и ушел. В том числе и с целью не допустить дестабилизации исполнительной ветви власти в условиях войны. И мы имеем, вместо крестного отца кошмарных коммунальных тарифов и падения соцстандартов, национального героя, «настоящешо национального лидера», жертвующего собой ради целостности страны.

Именно по той же смысловой схеме уходил и премьер-министр Виктор Ющенко в теперь кажущемся далеком 2001 году. Кстати, также в апреле. И хотя причины отставки были внешне различны, глубинно, скорее всего, они совпадают: конфликт премьера с окружением президента. Следовательно, и дальнейшее развитие событий может быть сходным. Во всяком случае, Арсений Яценюк всей своей прощальной речью (которую наверняка повторит в парламенте 12 апреля) дал понять, что имеет президентские амбиции. Особенно пассаж о том, что «мои интересы намного шире, чем руководителя правительства». Кстати, ритуально совпадают и оценки премьерами своих правительств и своей деятельности: «Это лучшее правительство в истории Украины».

Следует отметить, что Арсений Яценюк выбрал удачный момент для своей отставки: тарифы, соцстандарты, цены, пляски курса гривны забудутся, потому что, «весна-оптимизм-скоро лето-отпуска или дачи». Эти и другие вопросы обострятся к осени, что даст возможность Арсению Яценюку окончательно сформировать свою позитивную версию деятельности «правительства камикадзе». В то же время, новое правительство как раз проработает искомые сто дней в облегченном режиме, реальных результатов от него потребуют только осенью. А к осени экс-премьер нарастит сдувшийся рейтинг «НФ» и станет национальным лидером. Что позволит ему, помимо прочего, успешно шантажировать и брать измором президента Петра Порошенко и его команду, не неся ответственности ни за что. Пребывая в коалиции, «НФ» наверняка отойдет на позиции «конструктивной критики», став внутренней оппозицией большинства. Проблемой Петра Порошенко станет то, что отныне в стране банально не будет человека, на которого можно повесить всех собак, а любые огрехи пропрезидентского премьера Владимира Гройсмана будут бросать тень на главу государства. Для Петра Порошенко включается обратный отсчет, чего не скажешь об Арсении Яценюке, получившем роскошную фору для отбеливания своего имиджа.

Но это только в том случае, если во вторник события будут развиваться по накатанной колее и Верховная Рада изберет Владимира Гройсмана премьер-министром. Не исключено (хотя и маловероятно), что, либо ко вторнику не поспеет коалиция, либо новая коалиция может внести в качестве кандидатуры в премьеры того же Арсения Яценюка. Кстати, это был бы наиболее логичный и успешный, в политологическом смысле, ход. Если же, вопреки опасениям и версиям, премьер будет избран и им станет Владимир Гройсман, его правительству не позавидуешь: шаткая малочисленная коалиция, жесткий критик Яценюк, отсутствие опыта премьерства и неоднозначные лица на министерстких должностях, «дырявый» и разбалансированный бюджет и госфинансы.

На мой взгляд, радоваться особо нечему, а вот насчет «поскорбеть» причины есть, и довольно веские.

Во-первых, кадровый голод. У нас нет длинной скамейки запасных как для премьера, так и для министров. Не потому, что в стране недостаток компетентных лиц, а по той причине, что должности распределяются, исходя из критериев верности главе клана. В этом смысле, в Украине количество верных намного меньше количества «кинутых». Сам феодальный алгоритм назначений губителен для страны, рвущейся в информационную или постиндустриальную формацию. Конкретно для Украины в состоянии войны, верность – необходимое качество, но именно феодальное понимание этого качества ведет к еще большему, скажем так, разложению верхов. Непрофессионализм в итоге достигнет настолько критических уровней, что его не удастся скрыть, после чего, наступает прорыв. В Украине ближайший пример – Партия регионов, подчеркнуто клановая.

Во-вторых, отсутствие внятных причин. В демократическом государстве народ должен участвовать во власти хотя бы формально. То есть, решение Яценюка есть его решение, но это решение мальчика, обидившегося на депутатов, на критиков, на народ, но не решение ответственного политика. Сам премьер не сделал ничего для урегулирования политического кризиса, он, повторюсь, не сделал никаких выводов и не проанализировал свою деятельность. И, теоретически, люди могут потребовать у премьера чего-то вроде отчета в своей деятельности. Как и у парламенской коалиции — о причинах распада. Пока что, иных причин, кроме «мне твой фейс не по нраву» (как проявление конфликтов между кланами), не просматривается. Это, подчеркиваю, не те причины, по которым премьер может идти в отставку или коалиция — разваливаться. Но, назначаемые и продвигаемые исключительно по критериям верности главе клана, должностные лица, даже выборные, могут не печалиться насчет причин, поскольку, озвученные причины не есть реальные причины. А реальные причины, мягко говоря, не вписываются в формат демократического государства. Визуально, например, широкие массы не требовали отставки Яценюка. Поэтому сейчас он может гордо намекать на месть олигархов и другие междусобойчики.

В-третьих, все это в совокупности приведет к увеличению уровня фейковости в деятельности правительства, что лишь подчеркнет и условность малочисленной парламентской коалиции. В целом, речь идет о грандиозной имитации. Как и всякая имитация, эта начнется чем-то хорошим, но завершится, в лучшем случае, ротациями.

В-четвертых, на мой взгляд, президент Петр Порошенко, беря на себя всю полноту ответственности и концентрируя в своих руках власть, совершает катастрофическую ошибку как для себя, так и для страны. Он делает ставку на успехи евроинтеграции (несмотря на референдум в Нидерландах), которые, безусловно, покроют любые негативы, и на успехи в войне (скорее всего, дипломатические). Он осознает, что является, по сути, последней преградой для расхватывания страны на части. И полагает, что его успехи покроют любые провалы его правительства. Отчасти это действительно так. Однако проблема концентрации власти в Украине в том, что традиционно сильна и зубаста оппозиция. особенно когда круг обиженных властью расширяется, и эти люди предпочитают, если уж нельзя договориться, крепить собою именно оппозицию. И, в отличие от РФ, в Украине не может быть царя-президента. Безусловно, ситуация в стране требует укрепления вертикали. Но слишком сильное укрепление может сработать «от противного». И тогда ситуация способна очень быстро выйти из-под контроля.

Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

 

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »