Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Минск под вопросом

путин-ПорошенкоСегодня, как ожидается, состоится очередное заседание Трехсторонней контактной группы (ТКГ). И оно будет непростым, так как, в переговорном процессе наметился явный и глубокий кризис, который был предсказуемым. Во-первых, Россия, несмотря на некие симптомы и авансы, так и не получила желаемых сигналов о снятии либо частичном снятии санкций. Более того, были даны вводные, что и в краткосрочной перспективе предпосылок для смягчения экономических санкций не просматривается. Заметим, что синхронно активизировались боевики в ДНР-ЛНР и в Минске фактически сорвали тему обмена пленными перед Пасхой. Во-вторых, на фоне смягчения позиции по Надежде Савченко РФ дает понять, что в целом она соглашается (согласится) на экстрадицию только под нажимом извне. Безусловно, Путину необходимо сохранить лицо перед своими симпатиками, теми, кто считает Надежду Савченко виновной, и с этой целью возникают проблемы у Веры Савченко при пересечении границы. Проблемы улажены, но сигнал остался. В-третьих, остается также актуальным газовый вопрос. Скоро стартуют или уже стартовали газовые переговоры. Как и ЕС с США, России для понимания ситуации в энергосфере Украины требуется предсказуемость, но не ДНР-ЛНР, как западным нашим партнерам, а официального Киева. Теоретически, для этого и существует проект Минских соглашений. На практике, процесс окончательного согласования текста мучителен и труден, потому что, Москва, переведя ситуацию в режим «торги», надеется сорвать банк не мытьем, так катаньем. И ответом на обеспокоенность Госдепа США планами разместить ядерное оружие в Крыму стал запрет меджлиса крымскотатарского народа: классическая ловушка, так как, оспаривая решение в российсих судах, крымские татары де факто признают юрисдикцию РФ, а не оспаривать –ставить всех крымских татар вне закона с клеймом «экстремист».

Но по некоторым симптомам можно судить, что текст вот-вот будет согласован. И для Украины, мягко говоря, нелицеприятен. Почему? Симптоматичен не только уход из ТКГ Романа Безсмертного, причем, заметим, политик сослался на новое правительство, где есть уполномоченные на ведение консультаций в ТКГ лица. Это может означать не только личный конфликт с этими «новыми лицами», но и понимание Романом Безсмертным эффекта от реализации Минских соглашений в окончательном варианте. Вряд ли политик разделяет те пункты, которые там обязательно появятся. Во всяком случае, подписываться под тем, с чем не согласен, он не станет. Таким образом, львиная доля ответственности за суть и последствия реализации Минских соглашений возлагается на новое правительство Владимира Гройсмана.

Важнейшие пункты соглашения озвучила в ходе своего визита в Киев Виктория Нуланд. Мы можем ожидать каких угодно корректив, кроме основных: выборы-децентрализация-окончательное урегулирование.  Косвенно в пользу этого – подготовительная реакция оппозиции. Так, Дмитрий Ярош от ГИЯ призвал выйти из переговоров. Олег Березюк от «Самопомощи» предлагает, по сути, то же самое, но все же в рамках переговорного процесса: признать ДНР-ЛНР оккупированными территориями, временная их изоляция и вообще – защищат интересы Украины, а не третих стран, пусть даже это и США.

В принципе, мысль о том, что минские переговоры – это обсуждение требований России, логична. Эксперты отмечали и ранее, что Украина так и не сформулировала внятно своих требований или сформулировала такие, какие на тот момент невозможно было отстоять или хотябы вынести на обсуждение с перспективой включить в окончальный текст соглашения. Но сейчас об этом говорить поздно. И все те оппозиционные силы, которые уже подтянулись или подтянутся в перспективе, будут говорить умно, выстраивать головокружительные логические схемы,но не смогут ответить на один вопрос – «где же вы были раньше?» Ответ на такой упрек, безусловно, заранее готов.  Проблема не в этом, а в том, что, изначально декларируя политическое единство, украинский политикум не смог доказать реальности такого сверхъестественного (для Украины) явления на практике. Сильная широкая коалиция могла бы дать хороший дипломатический отпор агрессору не хуже сильной армии, особенно с учетом поддержки мирового сообщества. Но внутренние дрязги во власти и в оппозиции (ях) быстро девальвировали стартовый политический капитал, и сейчас, когда Петр Порошенко говорит о многочисленных российских угрозах (на атомных станциях, на суше и на море, кстати, весьма реальных), западные партнеры лишь вежливо улыбаются.

Преимущество Петра Порошенко и его команды переговорщиков в том, что он, по сути, действует один. Очевидно, полагая, что и лавры достанутся ему, единственному миротворцу и сберегателю жизней, по сравнению с чем грабительский рост тарифов —  ерунда.

Но есть такой род побед, которые называются пирровыми. И, преследуя, в том числе, свои политические цели, не проиграл ли президент заранее, смешав или подменив ими государственные? В таком случае, глава государства, безусловно, выигравший стране худой мир, переведя процесс из стрельбы в переговоры, сейчас идет по шаткой паркетинке. Главным образом, потому, что страна вряд ли готова принять итоговый документ Минского процесса.И для сторон процесса, и для целостности Украины важно, удастся ли власти, которая становится де факто гарантом выполнения этого соглашения, удержаться до истечения срока полномочий. Судя по тому, как поспешно идет зачистка проблемных вопросов, правящая коалиция намерена держаться до последнего. А новая власть, не исключено, откажется выполнять Минские соглашения. Главным образом, потому, что выиграет выборы на критике Минских соглашений. С другой стороны, и Россия куда более ненадежная сторона соглашения. В любой момент боевики смогут нарушить его, если оно станет им в какой-то части невыгодно. Так что, каким бы ни получился итоговый документ, он будет оставаться под большим вопросом.

В связи с этим невольно вспоминаются Харьковские соглашения.

У каждого украинского политика условно высшей лиги есть свои документы-«спотыкачи». У Юлии Тимошенко газовые соглашения, у Виктора Ющенко – универсалы, у Виктора Януковича –Харьковские соглашения. Жаль, если этот перечень будет продолжен еще одной фамилией. Страну жаль.

Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

P.S. Примерка основных пунктов происходит на заседании Совбеза ООН по Украине. Спикеры констатируют неудовлетворительное соблюдение сторонами Минских соглашений, но прогресс в том, что, характеризуя ситуацию в Украине, наконец-то называют вещи своими именами.

 

 

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »