Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

ГПУ: мат в два хода

150720153896Благодаря довыборам в Верховную Раду в 4 округах провластной коалиции удалось значительно расширить пространство для маневра вокруг кресла Генпрокурора. В пакет включены не только первый зам Генпрокурора, но и состав ЦИКа. И появляются основания для предметных разговоров. Которые, правда, пока что не вылились в конкретный результат, но консультации активно выходят на финишную прямую.

Комбинация выглядит таким образом: в обмен на голоса под нужного Генпрокурора лояльные (в этом пункте) фракции получают возможность провести нужных людей в состав ЦИК. Формально они и так имеют такое право, на практике реализация данного права сопряжена с различными нюансами. Например, люди могут менять убеждения, ориентации и т.п. (имеются в виду политические), а вот кресла за ними остаются на более долгий срок. Предположим, фракция Х провела нужного человека в ЦИК, а этот человек повел себя, скажем так, не лояльно к партии Х. Механизм отзыва партиями своих представителей в ЦИК громоздок. Поэтому сейчас лидеры, как минимум, двух фракций в раздумьях: обменять ли округа и кресла в ЦИК на Генпрокурора или поторговаться? Пикантности придает присутствие миссии МВФ и прямого подвязывания голосования по ГПУ с получением транша. То есть, срабатывает тот же принцип, что и в Кабмине Яценюка: все для получения транша, иначе – капут, капец, песец и прочие эпитеты. Цель торгующихся – выжать максимум и не потерять лицо перед «державами» (в лице МВФ).

На данный момент, судя по комментариям и глухим ворчаниям, против несговорчивых применяются показательные меры воздействия. Скажем, округ на  Черниговщине. Там, по словам Олега Ляшко, вовсю резвится Максим Микитась. Надо полагать, лидеру РПЛ, столько лет обильно помогающему «бабулям Черниговщины», обидно наблюдать «спасителя-парашутиста из Киева». Однако он отлично понимает, что имеется в виду: показать, что округа могут быть легко «отжаты», если несговорчивость превысит допустимый уровень. Если состав ЦИКа будет сформирован так, как выгодно определенным фракциям, спорный округ будет отжат с высокой долей вероятности. В качестве «пряника» радикалам пожаловано решение ВСУ по иску Игоря Мосийчука. То, что попутно дискредитируется Виктор Шокин персонально, провластным только на руку: оппозиция всех мастей меньше будет опасаться внезапных арестов, тем более, что прецедент с Мосийчуком де факто укрепит институт депутатской неприкосновенности.

Судя по событиям на вечернем пленарном заседании парламента во вторник, 10 мая, БПП и «НФ» пошли по сценарию продавливания. Независимо от принятого решения, достигается главное: депутаты, в основном, из бунтующих фракций (РПЛ и «Батькивщина») получают урок покорности, некие гарантии неприкосновенности в обмен на, повторюсь, дискредитацию ГПУ как антикоррупционного органа. Диалоги могут вестись примерно в таком стиле: ну, что ты ерепенишься, видишь, кредиторы хотят, давай дадим им Генпрокурора, что он будет решать, если непрофессионал, да и ГПУ уже не та, полномочий у нее мало? Зато в обмен на лояльность мы с тобой порешаем все вопросы. Ведь для двух понимающих друг друга вообще не может быть никаких вопросов, да? Договорились?

То, что ГПУ может моментально из сервисного органа превратиться в «молот ведьм», понимают все переговорщики, но вынуждены будут делать вид, что не осознают этой угрозы. Невмешательство или джентльменское вмешательство в довыборы кажутся переговорщикам куда более важными, чем ГПУ, полномочи которой Верховная Рада легко может перекроить в любой момент, была бы воля. Полагаю, они понимают, что видят происходящее слишком в розовом свете. Тем не менее, у них нет другого выхода.

И остается единственный вопрос: кто на самом деле будет влиять на ГПУ и «чьим» реально станет Генеральный прокурор, получающий в руки такой мухобойный инструмент как генеральная инспекция (для чистки рядом неугодных, извините, коррупционных, прокуроров). Лично Юрий Луценко выступил с пламенным спичем о необходимости реформы ГПУ. И почему голосовать необходимо именно сегодня.

В данном случае, блокирование работы Верховной Рады является попыткой оправдать свои маневры перед социумом и, по возможности, дистанцироваться от новой ГПУ, которая быстро станет мишенью для критики. Проблема в том, что новая демократическая оппозиция попала в тиски между Оппо-блоком, группами и демократической коалицией. Майские праздники стали прекрасным периодом для сколачивания крепкого де факто большинства. И теперь, кто бы как ни блокировал, времени для такой вольницы остается все меньше и меньше: или поддержка реформы ГПУ – или проиграешь все.

Кстати, забросы Олега Ляшко насчет переизбрания Набсовета НБУ не имели отклика. Как и его параллели коалиции с методикой «регионалов».

Впрочем, альянсу БПП и «НФ» не важны уже никакие блокады: у них есть твердые голоса и они потихоньку собирают конституционное большинство. В том, что и ГПУ будет работать по той же схеме целесообразности, не приходится сомневаться. Помимо прочего, новый Генпрокурор, избранный таким способом, вряд ли успешно поведет расследование по офшорам президента и его окружения. Чем нанесет серьезный удар по имиджу правоохранительных и антикоррупционных органов.

Лилия Брудницкая, ЗамПолит

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »