Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Дневной дозор: во что превратит Генпрокуратуру реформа

Генпрокуратура. jpgВ Верховной Раде сегодня состоится голосование по Генпрокурору. Во всяком случае, арт-подготовка к действу развернулась серьезная: клон-законопроект был накануне внесен после обеда и в оперативном порядке рассмотрен на заседании профильного комитета. Внимание акцентируется на предполагаемом кандидате. Однако в такой дискуссии упускается главное: какой будет обновленная, реформированная Генпрокуратура.

Правящая коалиция намеревается «продавить» нужного Генпрокурора любой ценой. В ценовой пакет входит не только дискредитация коалиции как проевропейской и демократической, ведь для успешного голосования потребуется поддержка депутатских групп. (Правда, имеется и вариант договориться с бывшими партнерами или поискать голоса среди внефракционных. Впрочем, мы можем предполагать, что альянс БПП+ НФ» сделает все для успешного голосования в чистом виде, без поддержки извне). В ценовой пакет также входит ломка правоохранительной системы как таковой. И проблема не в методике формирования нового руководства ГПУ, а в отсутствии представления инициаторов, во что превратится данный орган, независимо от фамилии Генерального прокурора.

Об этом рассуждали в кулуарах парламента народные депутаты Ирина Луценко и Сергей Власенко. Позиция Ирины Луценко (фракция БПП) по кандидатуре предсказуема, но именно она заговорила о том, что в спорном законопроекте есть 5 принципиальных пунктов, которые «дадут возможность любому Генеральному прокурору изменить систему…Но если система продуцирует сама себя, в нее должна быть влита новая кровь».Гипотетически, ГПУ под руководством Юрия Луценко будет политически независимой, потому что он на посту министра внутренних дел, «имея политическую волю и соответствующий характер, не служит никому, только Украине», снял генеральский состав, полностью, до майоров, обновил милицию. «Доверие к милиции выросло с 8 до 80%, — утверждает Ирина Луценко. – Тогда, помню, вносились поправки о штрафах за нарушение ПДД. Депутаты тогда кричали, что такие штрафы неподъемны для граждан. Но после принятия поправов количество смертей в Украине в год в результате ДТП сократилось с 16 тысяч до 7,5 тысяч. Даже то, что удалось сберечь столько жизней, говорит о способности этого человека проводить изменения, убеждать – и не бояться». И если, считает Ирина Луценко, депутаты опасаются что-то менять, то только потому, что «система реально может быть изменена и переориентирована».

В свою очередь, Сергей Власенко (фракция «Батькивщина») также почеркнул из прошлого полезный и показательный пример. Это назначение Виталия Яремы Генпрокурором. Тогда, напомнил парламентарий, президент Петр Порошенко аргументировал это назначение так же, как ныне кандидатуру Юрия Луценко: «новая кровь», реформы, обновление. «Что из этого получилось, мы знаем. Зачем повторять этот опыт?» — недоумевает политик. Тем более, родственные связи президента и Генерального прокурора вряд ли будут способствовать политической незаангажированности этого органа.

Лидер фракции Радикальной партии Олег Ляшко более категоричен в оценке происходящего: убежден, что возможность Юрию Луценко стать Генпрокурором без юридического образования даст президенту рычаги для манипулирования ГПУ.

Что, конечно, было бы Петру Порошенко не лишним. Президент Украины отложил свой визит в Великобританию на антикоррупционный форум, мотивируя демарш как раз отсутствием Генпрокурора и, в подтексте, недисциплинированностью парламента. Другой причиной отказа от визита может быть и новая серия панамского скандала, связанное с этим нежелание Петра Порошенко отвечать на неудобные вопросы. Третьей, и самой важной, причиной, как мне кажется, может быть и через пень-колоду переговорный процесс по Минским договоренностям. В данном контексте, Генпрокуратура для главы государства должна стать одним из главных защитных бастионов. Как ни парадоксально, главе государства реально требуется политически незаангажированная ГПУ, с одной поправкой – независимая от всех политических сил, но, скажем так, предсказуемая с позиции президента. Юрий Луценко, при всех «но», способен выполнить такой комплекс заданий.

Вернемся к скандальному законопроекту. Первый, внесенный 11 мая депутатами Виктором Королем (БПП) и Сергеем Драюком («НФ»), успел пройти через комитет. Документ содержит поправки не только насчет требований к Генеральному прокурору. Не менее важны и другие позиции. Например, до 1 апреля 2017 года прокуратура будет осуществлять специальное досудебное расследование против тех, кто подозревается в злоупотреблении служебным положением и скрывается, уклоняется или объявлен в международный розыск. Также под следствие ГПУ подпадают и преступники на временно оккупированных территориях, в зоне АТО, если их преступления расследуются в одном угоолвном ведении с ранее названными преступлениями, и выделение материалов в отдельное ведение может негативно повлиять на полноту досудебного расследования.

На практике это будет означать ведение Генпрокуратурой большинства резонансных дел против «регионалов», которые предпочли скрыться или объявлены в розыск. То есть, новый Генпрокурор без дел не останется, ему сразу же будет подогнан свежий и громкий материал.

Новый Генеральный прокурор, в соответствии с законопроектом, будет передавать материалы в Госбюро расследований, по представлению Генеральной инспекции. Что это будет означать на практике? Генеральный прокурор получает мощную дубинку, которая сведет до минимума прокурорское самоуправление и прокурорскую же системную замкнутость. Так как, красноречив опыт других правоохранительных структур не только в нашей стране, внутренняя инспекция редко срывается на своих же, руководствуясь исключительно инструкциями, высока вероятность превращения ее в механизм усмирения непокорных и удержания всего прокурорского массива под жестким контролем. Не утверждаю, что это плохо, напротив, это хорошо, так как, есть самоуправление, должен быть и контроль, но – в данном случае, карающий меч справедливости может превратиться в дубинку-«демократку» в зависимости от того, в чьих руках инструмент. Говоря о Юрии Луценко, можно надеяться, что он вряд ли станет манипулировать прокурорами с помощью «внутренней инквизиции». Но соблазн, безусловно, будет.

Еще один любопытный момент содержится в коррективах «Переходных положений». Поскольку «меч-дубинка» испекции, как описано выше, может и не сработать, в законопроекте специально оговорено, что временно, до 15 апреля 2015 года, назначение прокуроров на административные должности, осуществляется Генеральным прокурором Украины.

Второй закононопроект, альтернативный, внесен в тот же день 11 мая Егором Соболевым, Еленой Сотник и Павлом Костенко («Самопомощь»). Текста документа на официальном сайте парламента по состоянию на 23-00 11 мая не было. Но, исходя из комментариев, мы можем предполагать, что речь идет об избрании Генерального прокурора открытым конкурсом. И с той же долей вероятности – что проект вряд ли будет принят в обозримой перспективе.

Следовательно, ГПУ будет меняться по законопроекту Драюка-Короля, ведомство возглавит Юрий Луценко. Безусловно, для него это взлет. Также нет сомнений и насчет того, справится ли нынешний лидер фракции БПП с задачами текущего момента и перспективными в ГПУ. Но, хочешь-не хочешь, прокуратура вынуждена будет вести политические дела. И здесь Юрию Луценко будет неуютно. Во-первых, потому, что прокурорские ряды вряд ли воспримут руководителя со стороны с энтузиазмом. Тем более, что ради него ограничено прокурорское самоуправление. Во-вторых, повторюсь, политические нюансы меняются так часто и стремительно, что должность Генерального прокурора всегда была «расстрельной».

Во-вторых, от Юрия Луценко потребуют быстрого и эффектного результата. И этот результат будет выдан. Судя по атакам на Эдуарда Ставицкого, ГПУ сосредоточится не на фактических задержаниях, не на бряцаниях наручниками, а на сотрудничестве с Интерполом и на возврате средств в казну. В плане «договорняков» это может означать и механизм «откупа», что, возможно, позитивно скажется на платежном балансе Украины. Тем не менее, поспешность и гонка приведут к нарушениям различного уровня и характера, которые, как показывает пример с Игорем Мосийчуком, нивелируют и громкие аресты, и громкие возвраты средств.

В-третьих, Генеральный прокурор, назначенный так, как будет назначен 12 мая, заводится на заведомо низкий старт, что делает его зависимым от определенных групп влияния. Юрию Луценко придется или все время доказывать свою независимость от президента, или смириться с пятном на мундире. Ирина Луценко на вопрос, будет ли новый Генеральный прокурор расследовать офшорный скандал, ответила, что да, если речь идет о политической коррупции. Так что, не исключено, Юрий Луценко заведет дело и на Петра Порошенко. И это будет логичный ход для ухода от стереотипа восприятия «кум Порошенко». Проблема в том, что даже такое действо будет иметь краткосрочный эффект, если зайдет в тупик. Следовательно, целью такого расследования станет отбеливание президента (по возможности). Что автоматически вернет Луценко-генпрокурору титул «кум Порошенко».

Исходя из этого, действия Юрия Луценко на посту Генпрокурора, при горячем желании действительно обновить ГПУ, будут несистемными, ситуативными и поэтому малоуспешными. Во многом этому будет способствовать и обновление кадров, вероятно, такое же поспешное, как и в полиции.

А что же прокурорская рать? У прокуроров будет мало вариантов: или следовать указаниям Генпрокурора, или слушать начальство, но поступать как всегда. При нажиме сверху местные руководители и функционеры начинают интенсивно обрастать связями «на местах», что приведет к формированию локальных групп влияния, мало восприимчивых к сигналам центра.  Прокурорское самоуправление быстро трансформируется в прокурорскую самозащиту. Если добавить к этому выхолощенность функционала прокуратуры и, вероятно, межведомственные дрязки (с МВД, например, с НАБУ и другими структурами), то, действительно, ГПУ и прокурорская рать будут реформированы в том смысле, что система сломается. Но, как бывает с корнями пырея, их порубаешь, а они дают новые всходы, еще крепче прежних. Таким образом, вместо раскупоривания и слома самозамкнутой системы основным вопросом, который будет актуален для власти, станет управляемость этой самой системой.

Лилия Брудницкая, ЗамПолит

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »