Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Порошенко может через панамский скандал распотрошить офшоры?

Порошенко-НГ2016В Верховной Раде продолжается блокирование трибуны с целью добиться создания ВСК по офшорам президента и других заметных лиц (панамский скандал). Народный депутат (фракция БПП) Ирина Луценко в ходе общения с журналистами комментируя реформу Генпрокуратуры, заметила, что новый Генпрокурор сможет расследовать офшорный скандал, «но, я хочу акцентировать ваше внимание, у нас создано много органов, которые занимаются такими расследованиями, например, НАБУ, НАПК, их целью и есть отслеживание расходов и ситуаций с руководителями государственных органов. Прокуратура в данном случае будет просто поддерживать обвинения, а расследовать будут другие структуры, если будет доказано, что действия незаконны».

То есть, роль прокуратуры сводится к процедурным моментам. И, естественно, требуется отделить мухи от котлет, то есть, собственно, бизнесовые нюансы от политической коррупции. «Вас ведь это интересует, вы не договариваете просто….Что такое офшоры для бизнеса? Это возможность оптимизировать прибыли», — отметила Ирина Луценко. По ее словам, офшоры не запрещены ни в одной стране, и скандал строится, скорее, на морально-этическом моменте.

Если же вернуться к идее покопаться в офшорах, то не исключено, в скандал будут вовлечены и другие политики. Если этим не займется ГПУ, то может заняться ВСК, которую требуют создать депутаты-участники блокирования трибуны для выступлений в сессионном зале. Однако, версия Ирины Луценко такова, что им самим может быть невыгодно создание такой комиссии. «Например, известная женщина-политик летит в США решать какие-то политические вопросы, а из трех офшорных компаний на 1 млн долларов финансируентся политическое лоббирование в США, оно официально оплачивается, из трех офшорных компаний.  Заинтересован ли этот человек, чтобы создать ВСК и провести расследование именно по политической коррупции? … Или другой деятель, который очень любит коров и вилы, ездит на Капри отдыхать и встречается случайно с нашими туристами, и оплачивает эти перелеты офшорная компания, а человек показывает 167 тысяч грн дохода, то не есть ли это политической коррупцией? …Я не знаю, как отрегаируют та политик и тот политик, который любит коров, но, думаю, они не будут заинтересованы, чтобы такая ВСК была создана».

Любопытное мнение парламентария, которое свидетельствует о том, что, по крайней мере, пропрезидентская партия выстроила линию обороны. И, если исходить из вышесказанного, получается, депутатам-правдолюбам намекнули, что компромат имеется и на них. Следовательно, Петр Порошенко уверен, что в Украине скандал не наберет опасной силы. Куда серьезнее его может обеспокоить реакция внешних партнеров. Именно для них обвинения оппонентов в аналогичных «грехах» будут впечатляющими.

Тем не менее, в обороне БПП есть сразу несколько уязвимых мест. Во-первых, если бы действительно инициаторы ВСК по офшорам не были реально заинтересованы в «раскопках», они бы не устроили блокаду работы Рады. Все-таки, блокирование – отчаянный шаг, он вызывает жесткую критику и делает блокирующих уязвимыми для нападок. В том числе, в нежелании трудиться, в популизме и т.п.

Во-вторых, офшорные грехи есть практически у всех крупных бизнесменов и связанных с ними лиц. Налоговое бремя в Украине даже после всех реформ таково, что достаточно сопоставить ставки налогов, ставки взяток и динамику оттока капиталов в офшоры, как действия капиталистов-офшорников становятся закономерными и логичными: если предприниматель хочет оптимизировать расходы, он имеет на это право, в рамках законодательства. И даже если факты, приведенные Ириной Луценко, будут доказаны, формально ничего греховного в этом действительно нет. Так что, инициаторы ВСК действуют наверняка и вряд ли опасаются, что следствие обратится против них.

В-третьих, ВСК, в случае создания, будет подконтрольна парламенту и лидерам оппозиционных фракций. Что, естественно, таит угрозы президенту. Вряд ли дело дойдет до каких-то судов, но шум поднимется серьезный. Подчеркиваю – не только внутри страны, а, скорее, за ее пределами. И единственный способ для Петра Порошенко обратить ситуацию хоть сколько-нибудь в свою пользу, — это вооружиться тем, чем его хотели бы сразить. Иными словами, взять под контроль панамский скандал в части расследования приведенных фактов и, обратив острие против других офшорников, выкачать средства для перекредитования экономики Украины. В год из страны уходит примерно 10 млрд долларов США одних налогов (не уплаченных, имеется в виду). Их вернуть легче, чем корячиться перед МВФ в ожидании очередного транша. Но, в таком случае, следствие должна вести ГПУ, а ВСК – стать прологом к громкому делу, которое, не исключено, поддержит экономику нашей страны. И если это так, то никто иной, как Петр Порошенко должен быть заинтересован в создании именно прооппозиционной ВСК в парламенте.

Однако никаких признаков того, что коалиция согласится на такой вариант реакции на панамский скандал, нет. Есть нежелание обсуждать эту тему. Следовательно,  олигархи пока что не готовы добровольно скинуться на поддержание экономики Украины и на уход от удавки МВФ. Тем не менее, Петру Порошенко в ближайшее время придется что-то решать: условия МВФ все более жесткие, население может не выдержать таких высоких тарифов ЖКХ, альтернатива в виде России-кредитора (как то делали Леонид Кучма и Виктор Янукович), у действующего главы государства, по понятным причинам, отсутствует. Единственный способ – распотрошить офшоры. Рискнет ли? Ведь для этого придется уплатить налоги самому, подавая позитивный пример.

 

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »