Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Судимся по-новому

The Kyiv Appeal Court.
Судебная реформа была принята Верховной Радой под соусом «вернуть украинским гражданам право на правду». Что же кроется за такими громкими заявлениями?

КСУ как «небесная канцелярия»

Стремление расшить права рядовых граждан на обращение в суд ощущается чуть ли не с первых страниц проекта. Так, ст. 55 Конституции Украины дополняется абзацем о гарантированном праве каждого обратиться с конституционной жалобой в Конституционный суд по поводам и в порядке, установленными Основным законом. До исторического голосования 2 июня рядовые граждане такого права не имели. И это, конечно, существенный прорыв. Новой статьей 151¹ лицо может обжаловать конституционность закона, примеренного в окончательном судебном решении по ее делу. Однако такая жалоба может быть подана только в том случае, если все остальные национальные способы защиты исчерпаны.

Однако в ст. 59 несколько изменена формулировка, которая затронет куда большее количество потенциальных участников судебных процессов. Речь идет о защите в суде. Если ранее каждый имел право на бесплатную правовую помощь, а для обеспечения права на защиту действовала адвокатура, то в принятой редакции гражданам гарантируется право на профессиональную правовую помощь, но лишь в случаях, предусмотренных законом, таковая предоставляется бесплатно. Нюанс, который несколько ограничивает перечень видов бесплатной правовой помощи. В новой редакции также снят абзац про адвокатуру. Впрочем, термин «профессиональная правовая помощь» сам по себе предполагает услуги правоведа соответствующей квалификации.

В соответствии с поправками, внесенными в ст. 129, суды поддерживают публичное, а не государственное, как было в предыдущей редакции, обвинение в суде прокурором. Также коррективами ст. 129 суды обязаны рассмотреть дело в разумные сроки (чего ранее не было оговорено).

Если вернуться к Конституционному суду, его функционал также меняется. Так, в ст. 147 вместо формулировки «КСУ является единственным органом конституционной юрисдикции в Украине» зафиксировано, что КСУ «решает вопросы о соответствии Конституции Украины» законов и «в предусмотренных этой Конституцией случаях других актов, осуществляет официальное толкование КУ, а также другие полномочия в соответствии с КУ». Новым в ст. 148 является конкурсный отбор судей КСУ. Поправками в ст. 149 гарантируется независимость и неприкосновенность судей КСУ, а новой ст. 149¹ дается широкий перечень оснований для прекращения полномочий судьи КС, чего ранее не было. Дополнением к ст. 151 народным депутатам (не менее 45 человек) предоставляется право попросить КСУ проанализировать международные договора на предмет соответствия КУ, причем даже тех, которые вносятся в ВР. Ранее это было правом только президента и Кабмина. Новая позиция этой статьи наделяет тех же депутатов и президента правом обращаться по поводу конституционности вопросов, предполагаемых для вынесения на референдум по народной инициативе.

Открытость для международного права

В ст. 124 оговорено, что правосудие в Украине осуществляют суды. В предыдущей редакции этой статьи была формулировка «осуществляется судами». Поправками, принятыми 2 июня, также оговорено, что юрисдикция судов распространяется на любой юридический спор или уголовное обвинение. Ранее юрисдикция судов распространялась на все правовые отношения, которые возникают в государстве. Из этой же статьи убирается позиция о «народных заседателях», остаются только присяжные как проявление непосредственного участия народа в судебном деле.

Прорывом является дополнение ст. 124 позицией о признании Украиной юрисдикции Международного уголовного суда на условиях, определенных Римским уставом. Однако эта норма, в соответствии с «переходными положениями», заработает не сразу, а в течение трех лет.

Меняется и система судоустройства: суды общей юрисдикции, высшие специализированные суды, административные суды. Последние – для защиты прав, свобод и интересов персоны в сфере публично-правовых отношений. Наивысший суд – Верховный суд, ранее определявшийся «наивысшим судебным органом». На практике это будет означать, что ВС станет менее администратором, модератором, а больше, собственно, судом. К ст. 129 добавлена и ст. 129¹, которой оговорено, что суд принимает решение именем Украины, государство обеспечивает его выполнение, контроль за чем осуществляет суд.

Переустановка рычагов

Большинство правок в Конституцию в части судоустройства касаются управления и самоуправления судебной ветвью власти. Это логично, поскольку украинские суды, и эксперты, и политики, и сами граждане упрекают не только в коррупции, но и в политической заангажированности.

В соответствии с принятыми поправками в ст. 127, судья не может состоять в политической партии, профсоюзе или принимать участие в политической деятельности. Вводятся ограничения на представительский мандат и виды работы, кроме судейской.

Меняется, по крайней мере формально, соотношение сил влияния на судебную ветвь власти. Высшим органом самоуправления в судебной системе, в соответствии с правками в ст. 131, становится Высший совет правосудия (ВСП) вместо Высшего совета юстиции (ВСЮ), который, помимо прочего, будет представлять президенту кандидатуры на должности судей и увольнять их. Таким образом, часть ответственности главы государства за моральные и профессиональные качества судей снимается. Формирование ВСП оговорено в новых пунктах 4-9 ст. 131 Конституции Украины: 21 человек (вместо 20 членов ВСЮ), из них 10 членов (вместо 2) выбирает съезд судей Украины, по 2 представителя (вместо 3-х) делегируют президент, ВР, съезд адвокатов, съезд представителей высших учебных заведений и научных учреждений. Еще двух членов ВСП выбирает всеукраинская конференция прокуроров. И председатель Верховного Суда входит в ВСП по определению. В отличие от предыдущей редакции, в новой нет упоминания о членстве по должности в ВСП, в отличие от ВСЮ, министра юстиции и генерального прокурора. Таким образом, сужаются возможности влиять на суды со стороны правительства и президента, в том числе и для политического давления.

Помимо прочего, президент также теряет право на формирование судов, соответствующая позиция (п. 23 ст. 106 Конституции Украины) поправками исключена. Глава государства, в соответствии с новой редакцией ст. 125, может вносить закон о создании суда, но только после консультаций с ВСП. Правда, и Верховная Рада кое-что теряет. В частности, исчезает пункт 27 ст. 85, где зафиксировано право парламента выбирать судей бессрочно и увольнять треть состава КС.

Статья 131 Конституции Украины дополняется новой статьей 131¹, полностью посвященной прокуратуре: этот орган поддерживает публичное обвинение в суде и лишь в исключительных случаях, оговоренных законом, представляет интересы государства или граждан в суде. Болезненный вопрос политической заангажированности генпрокурора решается фиксацией в Конституции Украины назначения и увольнения руководителя прокуратуры президентом Украины по согласованию с Верховной Радой. Срок полномочий генпрокурора – шесть лет. Изымается ст. 121, которой зафиксированы такие полномочия прокуратуры Украины, как общий надзор, поддержка гособвинения в суде, представительство гражданина в суде.

В Основном законе также появляется новая статья 131², которая описывает функционал адвокатуры. В частности, представительство другого лица в суде осуществляет исключительно адвокат, и, кстати, только он осуществляет защиту от уголовного обвинения. Однако могут быть законодательно определены исключения из этого правила, в трудовых спорах и в спорах о социальных правах, о выборах и референдумах, в малозначащих спорах, а также относительно представительства малолетних, несовершеннолетних детей, недееспособных или ограниченно дееспособных лиц.

А судьи – кто?

Пристальное внимание уделено судьям. Поправками в ст. 126 Конституции Украины оговаривается, что без согласия ВСП судью нельзя задержать, арестовать или удерживать под охраной до вынесения судом обвинительного заключения. Ранее иммунитет предполагал согласие ВР на арест или задержание судьи. Иммунитет судьи сужается, т. к. его теперь можно задержать и арестовать, если это произошло на месте или сразу после совершения тяжкого либо особо тяжкого преступления. В то же время в иной части судейский иммунитет расширен: ст. 126 дополнена позицией, что судью нельзя привлечь к ответственности за вынесенные им судебные решения, кроме преступления или дисциплинарного проступка. Кстати, за такие деяния он может, в соответствии с новыми правками, лишиться должности.

От судей требуется моральная и политическая стерильность. Поправками в ст. 127 от них требуют не состоять партиях и профсоюзах, не заниматься политической деятельностью, не занимать представительские должности. Назначает судей на должности президент, по представлению ВСП ст. 128 (новая редакция), исключительно по конкурсу, кроме случаев, оговоренных законом.

Ст. 129 меняет формулировку того, чем руководствуется судья в своей деятельности. Так, старая редакция звучала: «Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются лишь закону». Принятая поправка: «Судья, осуществляя правосудие, является независимым и руководствуется верховенством права».

Конституция Украины дополняется статьей 129¹, которой не было в предыдущей редакции Основного закона. Так, этой статьей фиксируется, что суд принимает решения именем Украины, эти решения являются обязательными к исполнению.

«Небесной канцелярией» для судей, в соответствии с дополнениями и поправками в ст. 131, является ВСП, который, помимо прочего, дает «добро» на переводы судей, их временное отстранение от должности и прочие вопросы. В предыдущей редакции данной статьи функционал ВСЮ обозначался более абстрактно, впрочем, имел право представлять кандидатуры на назначение и увольнение.

Новация ст. 131, на которой особо акцентировали внимание сторонники судебной реформы, заключается в позиции о том, что, в соответствии с законом, в системе правосудия создаются органы и учреждения для обеспечения подбора судей, прокуроров, их профессиональной подготовки оценивания, рассмотрения дел относительно их дисциплинарной ответственности, финансового и организационного обеспечения судей.

Обещанного три года ждать

Наиболее интересными в конституционных правках в части правосудия являются «Переходные положения». В соответствии с ними, украинские граждане вот так сразу не получат «правду и справедливый суд», так как реформы затянутся на три года.

Так, п. 9 «Переходных положений» обозначает право прокуратуры осуществлять досудебное следствие, надзор за соблюдением законов при выполнении судебных решений в уголовных делах, при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением свободы граждан, пока новые соответствующие органы не будут созданы.

Пунктом 1 ст. 161  обговорено, что ВСП начнет работу после своего формирования, а до того вместо него работает ВСЮ, но не более чем до 30 апреля 2019 года. Пункт 4 этой же статьи, при особой ловкости, позволит судьям спокойно пройти переаттестацию или отбор, так как предполагает оценку соответствия занимаемой должности в порядке, определенном законом.

Наиболее критикуемый – пункт 6 «Переходных положений», так как,до 31 января 2017 года (или ранее, после принятия поправок в Конституцию Украины о децентрализации власти) президент Украины сохраняет за собой право создавать, ликвидировать и реорганизовывать суды.

Пунктом 10 дается возможность генеральному прокурору, назначенному до вступления в силу конституционных поправок о правосудии, осуществлять свои полномочия до увольнения в установленном порядке, но не более срока, на который был назначен. То есть Юрий Луценко сохранит за собой должность ГПУ минимум на три года.

Пунктом 11 по срокам разбивается введение в действие поправок о представительстве в судах. Позднее всего — с 1 января 2020 года. Будет ограничено адвокатами и прокурорами представительство органов госвласти и местного самоуправления.

Лилия Брудницкая, журналист, главный редактор сайта «ЗамПолит«

http://112.ua/statji/sudebnaya-reforma-po-ukrainski-osnovnye-izmeneniya-315732.html

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »