Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Скандал с Онищенко: схватка за газовый рынок Украины переходит в эндшпиль

070620141577Несмотря на то, что, формально, согласие Верховной Рады на снятие неприкосновенности и привлечение к уголовной ответственнности народного депутата Александра Онищенко является правовым, а по сути – политическим, на самом деле это исключительно экономическое решение. Голосование 5 июля, по сути, стало отмашкой к финальной стадии передела газового рынка Украины.

В пользу именно экономической версии, как ни странно, свидетельствует выступление 5 июля в парламенте Генерального прокурора Украины Юрия Луценко. В его речи есть два любопытных тезиса: «это не последнее представление» (на привлечение к ответственности) и «миллиарды должны быть возвращены». Сам Юрий Луценко открыто дал понять, что депутаты принимают по этому вопросу именно политическое решение, которое позволит вернуть миллиарды в Украину.
Внешне все логично: та же риторика звучала в адрес братьев Клюевых и Виктора Януковича, те же аргументы приводятся и против Александра Онищенко. О серьезности намерений правоохранительных органов свидетельствовали и обыски у адвокатов Онищенко.

Можно было бы трактовать событие исключительно в политико-правовом контексте, если бы не вечернее пленарное заседание Верховной Рады 5 июля 2016 года. Внезапно к тарифной блокаде трибуны для выступлений в сессионном зале ВР, которую несколько недель осуществляет фракция РПЛ, примкнула фракция «Батькивщина», а также депутатские группы и внефракционные депутаты. Сил хватило для блокады президиума и срыва пленарного заседания. Почему фракции вдруг объединились? Спикеры фракций и внефракционных депутатов, Олег Ляшко, Юлия Тимошенко и Дмитрий Добродомов, озвучивают требования: поставить на голосование вопросы о ВСК по офшорам (панамский скандал) и по тарифам. Неуступчивость провластных фракций в этом вопросе вызывает удивление, поскольку, ВСК не являются такими влиятельными конструкциями, чтобы оказать существенное воздействие на ход событий. Более того, ВСК обычно используются для «отстоя» вопросов с целью отвлечь от них внимание. За всю историю Верховной Рады Украины только считанные ВСК были хоть как-то результативными.

Но Юлия Тимошенко добавила важнейший нюанс: помимо прочего, предполагаемая ВСК по тарифам имеет целью проверить все крупные газовые компании. Суммировав это заявление с особой ролью лидера фракции «Батькивщина» на газовом рынке, мы можем предположить, что как раз возможность парламентских проверок вышеуказанных компаний способна вызвать обеспокоенность провластных сил. Тем более, Юлия Тимошенко настаивает и на проверке действий премьера Арсения Яценюка в газовой сфере. Несмотря на беззубый правовой статус ВСК, в условиях передела рынка газа Украины даже такая мелочь как парламентские проверки может повлиять на расстановку сил.

Судя по всему, скандалом с Онищенко Банковая одним ударом подстрелила сразу двух зайцев: вынудила парламентскую оппозицию на активные действия и вывела важного фигуранта за пределы страны, одновременно развернув панамский скандал. Если говорить о развороте панамского скандала, де факто Петр Порошенко «сдает» своего верного соратника, который якобы помогал ему «грабить». Что автоматом меняет восприятие самого панамского скандала. Исходя из того, что Александр Онищенко на данный момент в относительной безопасности, видимо, соглашение между конфликтующими сторонами достигнуто, но депутату отведена почетная роль жертвы. В том числе, жертвы неукоснительного соблюдения норм украинского законодательства. Дополнительной страховкой для Онищенко стало голосование раздельно нескольких постановлений, а также его отсутствие в зале. По аналогии с Игорем Мосийчуком, Александр Онищенко может заявить, что ему не дали возможности привести аргументы «против», так как, угрожали и т.п. «Я гарантировал ему суд», — пылко заявил Юрий Луценко. «Меня подставили», — утверждает Александр Онищенко.

В дальнейшем, Александр Онищенко, обладающий солидным пакетом компромата, станет «темной лошадкой», которая даст знать о себе в кульминационный момент схватки за газ. При этом насколько в этой схватке замешаны российские структуры, остается только гадать. Но то, что они, как минимум, заинтересованы, мы можем предположить с высокой долей вероятости. Синхронизация раскрутки дела Онищенко с подготовкой к встрече нормандской четверки также может быть не случайным совпадением.

Тем временем, в Верховной Раде вновь зазвучала тема досрочных выборов. И, на сей раз, это политико-экономическая интрига: если на близких довыборах «Нарфронт» и БПП проведут своих депутатов, у них будет полновесная коалиция. Что автоматом сведет к минимуму возможности тех фигур, которые стоят за оппозиционными фракциями, лоббировать свои экономические интересы.

В данной ситуации, легкость, с которой спикер Андрей Парубий закрыл вечернее заседание, свидетельствует о необходимости для всех взять паузу. Что, автоматом, судит интенсивные вечерние и ночные консультации и выдачу на гора в среду-четверг пакета резлнанснейших вбросов в Верховную Раду. Если их проголосуют – хорошо. Если не смогут – замечательно!

Парализованный парламент, как ни парадоксально, сейчас выгоден всем: и тем, кто условно выиграл предварительный раунд схватки за газ, и теми, кто считает себя проигравшими.

Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »