Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Августовское обострение: Кремль принуждает Украину к войне

путин-ПорошенкоЗаявка президента РФ Владимира Путина на выход из Минского процесса стала для официального Киева ожидаемой неожиданностью: многие ожидали новый «фортель», но прогнозы были настолько нечеткими, что к происходящему на Печерских холмах явно не готовы. И проблема текущего момента даже не в уровне готовности, а в низкой прогнозируемости не только действий противника, но и своих собственных. При внешней дипломатической сдержанности, цепь событий действительно крайне угрожающая для Украины.

Во-первых, мотивы РФ просматриваются легко: вывести Украину из статуса страны с локальным военным конфликтом в статус воюющего государства, как минимум – спровоцировать на резкие и необдуманные действия. Желательно, конечно, убедить мировое сообщество в том, что Украина – оплот терроризма, но это не обязательно. Главное, чтобы официальный Киев вступил в официальную войну. В таком случае, рассуждения премьера Владимира Гройсмана и президента Петра Порошенко о притоке инвестиций рассыпаются в прах (нивелируя все (!) экономические визиты и договоренности главы государства за последние полгода), ведь никто не станет вкладывать средства в экономику воюющей страны. Что же касается участия США и ЕС в вооруженном конфликте, то, как показали интриги вокруг Донбасса, они бы и готовы участвовать, но так, чтобы это не ударило рикошетом по ним. Тем более, в США президентские выборы, а в ЕС до сих пор в шоке от BREXITа и падения экономики Италии. Другого настолько удобного для Москвы момента сделать «финт ушами» и расчистить плацдармы для «газовых потоков» может и не быть. Прогнозы примерно такого развития событий украинскими экспертами озвучивались, но, к сожалению, в АП во внимание не принимались. Соответственно, к подобному сценарию официальный Киев оказался не совсем готов.

Во-вторых, армейский аспект. В июле украинское руководство явно расслабилось, министр обороны предположил, что новой волны мобилизации не последует. Сейчас, когда реальна перспектива всеобщей мобилизации реальна как никогда, легко оценивается и уровень владения высшего руководства ситуацией, и весомость и ответственность их заявлений и обещаний. О деморализации армии речь пока не идет, но такая угроза также существует.

В-третьих,  степень эффективности украинской власти как системы. Тревожный звонок прозвенел, когда РФ перекрыла границу с Крымом без объяснений. Украинская сторона со всей деликатностью удовлетворилась тем, чем удовлетворилась, и на тот момент это было правильно. Но не запросить РФ о причинах, хотя бы официально, и не дать объяснений на высшем уровне для своих граждан, — это серьезный просчет. Как и, мягко говоря, спокойное отношение народных депутатов Украины к вольготным действиям РФ на территории, которую Украина официально считает своей. Логично было бы собрать экстренное заседание Верховной Рады и, по меньшей мере, принять пакет воззваний и обращений. Было бы уместным и закрытое заседание с информацией о ситуации в Крыму и приграничных областях. Однако украинские носители центральной власти демонстрируют удивительную безмятежность.

В-четвертых, официальный Киев, повторюсь, обвинен в пособничестве терроризму. Терроризм – дело очень сложное, доказать причастность или непричастность к этому явлению крайне сложно, четких критериев нет. Кремль вполне может использовать перевербованных лиц или запустить актеров, как то было с Пореченковым. В любом случае, Путину необходимо сомнение, чтобы затянуть процесс и укрепить недоверие к нынешнему  украинскому руководству. Степень недовольства президента РФ президентом Украины такова, что он даже и не скрывает своего раздражения. Выход РФ из Минского процесса – очередной сильный шаг Кремля, надо признать, после отвода войск из Сирии, кстати, эти два события имеют несколько сходных моментов. Интересно, что, бесконечно обвиняя РФ в терроризме, Петр Порошенко в этом преуспел мало, а Путину удалось одним махом существенно ослабить позиции Украины. И не важно, что Украина – пострадавшая сторона. «Ягненок» всегда виноват перед «волком», и «волк» не скован условностями. Сейчас президент РФ проводит кадровые чистки, одним из последних громких решений стало отстранение Сергея Иванова с поста главы АП РФ. Путин шлифует свою Администрацию перед вступлением в очередную геополитическую авантюру, поскольку, назначил «временщика» и посадил Сергея Иванова в не самое последнее кресло. Помимо этого, выйдя из Минского процесса, Путин до невообразимости расширил свое поле для маневра. Тем же решением он нейтрализовал украинских «ястребов», которые знатно пиарились в окопах и на защите добровольческих батальонов. Недавние стычки с «Азовом», «Торнадо» и т п. станут яркой иллюстрацией того, что украинская власть плохо контролирует ситуацию в стране (больше для внешних партнеров Украины), а массовые аресты подозревамых в коррупции – доказательством насколь коррупционности власти. Суммируя – украинская власть не способна адекватно отбить информационный и дипломатичский удар РФ.

Безусловно, сейчас главный вопрос – что дальше? Развитие событий зависит от того, будет официальный Киев реагировать на события или хотя бы прогнозировать некоторые из них. Нынче первые лица государства заговорили об угрозе вторжения в Украину, но мы не должны забывать, что этими опасениями они же весьма злоупотребляли в течение всех двух с половиной лет вооруженного конфликта. Соответственно, снижается степень остроты восприятия внешними партнерами этих опасений. Единственная надежда администрации Петра Порошенко – на то, что РФ попросту набивает цену. Выйдя из Минского процесса, Кремль может туда и вернуться, при соблюдении ряда условий. В пользу этой версии, как ни странно, намеки о возможном разрыве дипломатических отношений. Как мне кажется, официальному Киеву следовало бы первым делом собрать всю имеющуюся информацию и объяснить гражданам своей страны, что происходит. На дипломатическом уровне — не цепляться за Минский процесс, и не орентироваться на внешних партнеров в такой степени,  как это было и есть на данный момент. Внешние партнеры готовы помогать, но они не станут выполнять работу украинского президента и украинской власти. Вряд ли разумно в данной ситуации и бряцать оружием, — в открытом военном конфликте шансы Украины на победу есть, но плата за это будет неимоверно высокой, об этом известно и украинскому, и российскому армейским руководствам, как и внешним партнерам. Поэтому степень воинственных кличей близка к нулю. Разумнее проводить учения, маневры, что, кстати, и происходит на границе с Крымом.

Удачным для Украины исходом станет выход из напряженности без обострения военного противостояния с минимумом российских условий. Негативным выглядит вывод Украины к прямым переговорам с ДНР-ЛНР, что пытается сделать РФ. И парадоксальными, на первый взгляд, — последствия Крестного хода о мире.

Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

 

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »