Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Саакашвили готовит запасной аэродром?

СаакашвилиВторая полновесная неделя осеннего политсезона началась мощно, — депутаты от фракций парламентской коалиции БПП и «Народный фронт» обратились в ГПУ с обвинениями главы Одесской ОГА Михаила Саакашвили. Ситуация как в анекдоте: рыжий рыжего спросил – «чем ты бороду красил?» За внешним шумом нетрудно затеряться другим информповодам, о субсидиях или о бюджете, например. О них не забыли, но сообщения идут фоном к очередному скандалу с «борцами». И сразу обращает на себя внимание, что за последние 5 дней это второй скандал с антикоррупционером. Первый – с Сергеем Лещенко. Который, заметим, связан с Михаилом Саакашвили, они вместе пытались создать антикоррупционынй фронт, затем партию нового типа и т.п. Наконец, немаловажно то, что именно сегодня фигурант дела об ОПЗ выиграл суд и восстановлен в должности. Также любопытна синхронизация с увеличением громкости обвинений в адрес «НФ»-Яценюка (проект «Стена»). Впрочем, разнозненные эпизоды могли бы быть звеньями одной цепи, если бы не выборы в Грузии, где партия Саакашвили идет с незначительным отрывом от фаворита соцопросов. Скандал, независимо от тональности, пойдет политику на пользу, поскольку, привлечет внимание и обновит имидж борца с нетрудовыми доходами.

Как рассказал в эксклюзивном комментарии телеканалу 112 один из подписантов соответствующего обращения, народный депутат Александр Дроздик (фракция «НФ»), заявление было подкреплено доказательной базой общим объемом около 120 страниц. Депутаты обвинили политика, еще вчера претендовавшего на статус главного борца с коррупцией, в создании преступной группы и сговоре с другими лицами, что нанесло ущерб государству, в частности, со срывом приватизации ОПЗ. Общий ущерб от преступной деятельности Михаила Саакашвили оценивается в 6,5 млрд грн. Единственный народный депутат от фракции БПП, который подписал обращение в ГПУ, Дмитрий Голубов, уточнил, что Саакашвили якобы тратил деньги их фонда «На благо Одессы» на личные цели. Подписанты не исключают, что Саакашвили был в сговоре с некоторыми членами НАБУ.

Сам Михаил Саакашвили в соцсети назвал подписантов «клиническими идиотами украинской политики», которые «держат народ за идиотов». В эфире 112 канала он выступил с контробвинениями, заметив, что коррупционеры сопротивляются вскрытию преступных схем. Главная версия Михаила Саакашвили – сопротивление коррупционеров, что вполне естественно. По его словам, «мы много времени теряем и очень много возможностей упускаем», занимаясь внутренними разборками.

Обращает на себя внимание нюанс, что, несмотря на скромность численного представительства от БПП (1 человек), обращение в ГПУ на Михаила Саакашвили внешне выглядит как согласованная позиция двух коалиционных фракций. Следовательно, схематично картинка такова, что коалиция «валит» Саакашвили после того, как Лещенко чуть не «завалил» фракцию БПП, запятнав антикоррупционный имидж политсилы. Тем не менее, у фракции БПП все же есть возможность сманеврировать (исключить подписанта, например). Чего не скажешь о «Нарфронте».

И здесь всплывает парламентский аспект. Слухи о похолодании в отношених между БПП и НФ могут быть частично правдой и, если это так хотя бы на 10%, для удержания коалиции в нынешнем составе необходимо партнерам («НФ») что-то дать. Для соратников Арсения Яценюка момент для маневра идеальный: в ожидании транша МВФ, с подвешенным бюджетным процессом и полным туманом в вопросе Минских соглашений. Не случайно лидер фракции «НФ» Максим Бурбак выступил на открытии сессии Верховной Рады с агрессивной речью и воинственными кликами. Обычно политсилы делают так с целью стремительно повысить свой рейтинг. Следовательно, мы можем сделать вывод о серьезных торгах в коалиции на фоне лихорадочного обновления ареопагом «Нарфронта» конкретно «фронтовых» слоганов, тактики и методик.

Предметом торгов, повторюсь, могут быть какие-то преференции. В данном случае, выраженные в «кресельном» виде. С учетом тонкой душевной организации Арсения Яценюка, имеет смысл упомянуть и о моральном ущербе. В связи с чем вспоминается сериал ссор Арсена Авакова и Михаила Саакашвили, с одной стороны, и Михаила Саакашвили и Арсения Яценюка, с другой. Губернатор Одесской ОГА, имеющий, скажем так, конкретный интерес на выборах в Грузии, именно сейчас – идеальный вариант «мальчика для битья», поскольку, в случае победы, он может вернуться в Грузию. Значит, его можно всласть попинать напоследок. Впрочем, те, кто так думает, глубоко ошибаются: Михаил Саакашвили вполне способен и играть на двух «досках», и держать в сфере своего контроля сразу два запасных аэродрома. Причем Михаил Саакашвили может рваться преуспеть в Грузии и еще по одной причине, а именно, — готовит запасной аэродром для некоторых украинских политиков. Пример Виктора Януковича показал, что каждый, кто ворует из бюджета, должен знать, куда бежать в случае народного гнева. Грузия — идеальный вариант: близко, знакомых много, а сеть имени Черновецкого обеспечит и сносную политическую перспективу.

Потому что, если он уйдет с поста главы Одесской ОГА, его соратник Лев Парцхаладзе имеет высокие шансы стать главой КОГА. А Киевская область – стратегический регион. Оппонируя Виталию Кличко, глава КОГА способен и вывести защиту интересов Саакашвили уровнем выше (мы не забыли, что изначально Михаил Саакашвили хотел воевать с коррупцией в масштабе всей Украины, а назначение в Одесскую ОГА воспринял немногим лучше ссылки) и присмотреть за людьми Саакашвили в Одесском регионе, привлекательном с точки зрения прибылей и финансов.

По слухам, у Михаила Саакашвили был очень эмоциональный телефонный разговор с Петром Порошенко по поводу итогов конкурса на проведение Евровидения-2017. Назначение Льва Парцхаладзе главой КОГА было бы логичным «утешительным призом» Михаилу Саакашвили, а скандал с обращением в ГПУ депутатов коалиционных фракций – той самой моральной компенсацией, которую был бы рад получить Арсений Яценюк.

Остается под вопросом «кресельный» пакет для умиротворения «НФ». Безусловно, БПП зондирует параллельные варианты, но голосование проекта Госбюджета фракцией БПП и группами плюс внефракционные будет негативно воспринято внешними партнерами и, без сомнения, станет точкой отсчета для нового политического кризиса. Поэтому какие-то министерства «НФ» придется добавить. Какие? Вакантным остается пост министра здравоохранения. Геннадий Зубко, вице-премьер, вроде бы крепко сидит в своем кресле. Что не помешает это кресло, при потребности, «распилить», — децентрализация слишком важная тема, чтобы проснувшийся и лихорадочно ищущий собственный рейтинг «НФ» так легко отказался от нее. Впрочем, версия о том, что на самом деле «НФ» воюет за пост министра внутренних дел, за сохранность оного за Арсеном Аваковым, выглядит не менее логично.

Итак, дело в торгах. Все сводится к обычной, тягомотной осенне-предбюджетной коалициаде. Взаимоотношения в парламентском большинстве традиционно испытываются на прочность бюджетным процессом. Можно сказать, что первые серьезные трещины между двумя политсилами дали о себе знать, и скандал с Михаилом Саакашвили – закономерный эпизод. Но если речь идет все-таки о запасном аэродроме для некоторых украинских политиков не последнего ранга, любопытно посмотреть дату и смысл реакции ГПУ.

Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

 

 

 

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »