Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Воскресный триллер: по кому срикошетят пули трагедии в Днепре

Фото 112.ua
Фото 112.ua

В воскресенье, 25 сентября, дебаты о реформе правоохранительных органов в Украине вспыхнули с новой силой. Утром в Днепре водитель, остановленный патрульными полицейскими за нарушение ПДД (превышение скорости), смертельно ранил сотрудников полиции, сам получил пулю, скрылся и был задержан в больнице Днепра только вечером. За это время патрульные погибли от полученных ранений. Предположительно, виновником трагедии стал экс-боец роты «Торнадо» Александр Пугачев. Президент Украины выразил соболезнование родным и близким погибших, в Днепре понедельник, 26 сентября, объявлен днем траура по погибшим полицейским.

Происшествие моментально обрело политический подтекст. Внефракционный народный депутат Виталий Куприй в эфире одного их телеканалов предложил уволить Хатию Деканоидзе с поста главы Нацполиции, в том числе, за недостаточный уровень подготовки патрульных полицейских, так как, по предварительной информации, полицейские были убиты из своего же табельного оружия, выхваченного злоумышленником. Но, судя по всему, дискуссия о фигурах и должностях станет лишь прологом для серьезного разговора, насколько успешна реформа правоохранительных органов. Случай в Днепре в этом смысле, безусловно, показателен. Но есть и политические моменты, которые обязательно сыграют в связи с трагедией в Днепре.

Например, данная ситуация почти диаметрально противоположна случаю, когда в Киеве патрульные полицейские в ходе погони за нарушителем ПДД убили человека, сидевшего в машине нарушителя на месте пассажира. И если рассматривать произошедшее с точки зрения эзотерики, то сработал закон кармы. Но если говорить серьезно, расстрел на дороге в Днепре стал прямым логическим продолжением расстрела на трассе в Киеве. Не суть важно, что действующие лица поменялись ролями, суть, что обе стороны, мягко выражаясь, не слишком корректно владели оружием. Поэтому, по-человечески сочувствуя, в первом случае, жертве, во втором, полицейским, связывая оба происшествия в единую логическую цепочку, мы можем прийти к выводу, что обе стороны противостояния виновны. Почему? Например, потому, что между двумя вышеуказанными случаями было много-много других, не таких резонансных, когда участники движения, в том числе, и полицейские, в случае возникновения споров, легко переходили к «языку силы». В ход шли мат, кулаки-ноги, биты и пистолеты-автоматы. Ситуации насилия на дорогах стали типичными, при полной — подчеркиваю это! —  беспомощности патрульной полиции.  Можно говорить о недостатке подготовки или наглости нарушителей, стратегически важно то, что отсутствует единая четкая система реагирования на вал насилия на дорогах.

Закономерно, что, при такой частоте стрельб и членовредительств на дорогах, при таком вале преступности имеет смысл говорить о ротации руководства Нацполиции. Хатия Деканоидзе, как реформатор, сделала свое дело, теперь нужна команда менеджеров для отладки системы. И если в Верховной Раде будет зарегистрирована такая инициатива, она не вызовет никаких политических подозрения. А зря. 25 сентября Хатия Деканоидзе преимущественно оправдывалась, тогда как Арсен Аваков быстро дал стране весть о поимке подозреваемого. Не исключено, что глава МВД спасал честь мундира, однако почва под ногами у руководства МВД начинает ощутимо дрожать, чем и могут воспользоваться политические оппоненты того же НФ. Тем более, Арсен Аваков может быть условно лояльным к Юлии Тимошенко. Ротация Авакова или ослабление его позиций хотя бы на уровне кресла главы Нацполиции подорвали бы защиту лидера «Батькивщины» и, не исключено, сделали бы ее более сговорчивой в вопросе принятия Госбюджета на 2017 год и других стратегических документов.

Есть и еще один нюанс. Если подтвердится, что подозреваемый все-таки воин АТО и экс-боец «Торнадо», трагедия в Днепре болезненно срикошетит и по воинам АТО, и по добровольческим батальонам и ротам, которые в последнее время все чаще заявляют о себе, правда, пока что локально, как мощная и опасная сила (суд над бойцом «Торнадо», например). Этот нюанс попробует использовать власть, а также те политсилы, которые так или иначе пиарятся на оружии или мире.

С точки зрения рядового гражданина, трагедия в Днепре страшна не столько гибелью патрульных полицейских, сколько  неприятным ощущением собственной уязвимости через уязвимость патрульных полицейских. И это самый страшный из всех ударов по реформе правоохранительных органов. Потому что, если красивый модернизированный фасад невыполняет своих функций, он, в лучшем случае, вызывает разочарование, в худшем, — раздражение. Последний вариант опасен тем, что найдутся солидарные с убийцей.

Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »