Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Кто кого «танцует»

Фото: Информационное управление ВР
Фото: Информационное управление ВР

То ли аппарат для измерения атртериального давления в кулуарах стимулировал депутатов быть сдержанными (а то давление прыгнет), то ли выглянувшее после суток дождя солнышко настроило умировторяюще, — только пленарный четверг в Верховной Раде отмечен всего одной ожесточенной словесной стычкой. Особенности стычки таковы, что в парламентских кулуарах заговорили о скором распаде коалиции.

Начинался день умировторяющим призывом председателя комитета ВР по вопросам здравоохранения Ольги Богомолец к депутатам «померять давление, чтобы вы могли быть здоровыми и стали бы примером для миллионов украинцев, которые будут измерять артериальное давление, принимать специльное лечение для его контрося» и тем самым снизят кривую смертности от инфарктов миокарда.

Но вместо того, чтобы чинно-благородно толпой ринуться к тонометру в кулуарах, депутаты пожелали испробовать друг друга на крепость сердечно-сосудистой системы другим способом. На утреннем заседании рассматривался законопроект Николая Княжицкого об ограничении медийной продукции страны-агрессора. После того, как депутат Ольга Червакова раскритиковала документ, у Николая Княжицкого сдали нервы. И было от чего.

Ольга Червакова хлестко по-журналистски охарактеризовала документ так: «На самом деле, этот законопроект не про патриотизм, …это законопроект о том, как посадить в российскую тюрьму Бориса Гребенщикова и Андрея Макаревича». Критика, в основном, связана с требованием проекта к резидентам страны-агрессора в письменном виде осудить оккупацию Украины Россией. «Хочу напомнить, — просвещала Ольга Червакова, —  что в России подобные вещи приравниваются к экстремизму. Это означает, что любому актерц, который поддерживает Украину,  по возвращении в Россию мы обеспечим «небо в клеточку».

«Свободовец» Андрей Ильенко, впрочем, сразу же доходчиво растолковал, что беспокоиться сообо не о чем, поскольку «если они (актеры, — Авт.) не могут этого сделать (осудить оккупацию Украины, — Авт.), то им нечего делать в Украине. Чего они должны сюда ездить? Пусть сидят себе в России, нам не нужны такие, с позволения сказать, артисты».

Но автор проекта, несмотря на сильные аргументы в защиту от Андрея Ильенко, все же сам ринулся в бой. «Те российские актеры, которые хотя бы раз в прессе поддержали территориальную целостность Украины, так, как это касается Андрея Макаревича, Лии Аеджаковой и тех нескольких российских патриотов, которые там остались, их этот закон на касается, это прямое исключение из нормы данного закона. Поэтому любые инсинуации – это чистое вранье пророссийских сил».

Не смогла остаться в стороне и первый вице-спикер Ирина Геращенко, призвав не уподобляться той же России: «Давайте мы не через запреты, не через дурноватые законы покажемо нашу позицию, а просто перестанем ходить на концерты тех людей, которые на самом деле представляют Россию».

Самая соль конфликта случилась после трех неудачных голосований, когда не удалось отправить документ даже на повторное второе чтение. Николай Княжицкий, кратко поцапавшись с Андреем Парубием из-за нападок на Ирину Геращенко, взлетел на трибуну: «Я очень прошу тех, у кого есть хотя бы доля чести и совести, прекратить принимать участие в заседаниях этой Верховной Рады! Я, по крайней мере, сделаю так! Пока мы хотя бы не отправим на повторное второе чтение этот проект, пока не покажем, кто в этом зале выступает против Украины, против украинцев, кто спекулирует и врет в пользу левочкиным, фирташам, другим коррупционерам, в пользу негодяев, олигархического большинства, которое разворовывало эту страну 25 лет, а теперь пытается через таких «попок» как вот этот Лещенко тут сидит и «гавкает», через таких негодяев, как Червакова, которая из «Интера» не вылазила, через того же Левочкина, других людей, которые пробуют уничтожить Украину, не дают принять нормальный закон, который поддеживает культурную среду…..Вы и дальше хотите, чтобы российкие люди, которые издеваются над нами, танцевали в Октябрьском дворце на костях наших предков?! Идите сами и потанцуйте! Я в этом цирке участия принимать не стану».

В ответной реплике Сергей Лещенко, в свою очередь, раскрыл присутствующим истинное лицо Николая Княжицкого: «Чтобы вся страна сейчас видела, как сейчас пытались ввести коррупционную схему «антинародным фронтом». Человек, который был с отцом российской пропаганды Киселевым, который вместе с Сивковичем, что сбежал в Россию, который причастен к разгону Майдана, человек, который уничтоэил единственный оппозиционный во времена Януковича телеканал «ТВi», ..этот человек есть агент, засланный сюда, который отстаивает враждебные Украине интересы».

Можно сколько угодно спорить о деталях, о сути законопроекта, даже о фигурах Княжицкого, Черваковой и Лещенко, — истинный смысл стычки кроется в малозаметных нюансах.

Например, почему Андрей Парубий «отбил» атаку Николая Княжицкого на Ирину Геращенко, но аккуратно «закрыл» Ольгу Червакову? Здесь играет такой аспект конфликта, как фракционность его участников.

Андрей Парубий в позиционном конфликте с Николаем Княжицким, по сути, вынужден был осадить соратника по партии «Народный фронт». Мы во вчерашней аналитике отметили резкий всплеск воинственных настроений данной партии, жесткую риторику ее спикеров, особенно антироссийскую, с акцентом на позитивных моментах Арсения Яценюка как политика и государственного деятеля. Как «нарфронтовец» спикер должен был, как минимум, выразить свое мнение по этому вопросу. Вместо него это сделала представитель пропрезидентской фракции БПП Ирина Геращенко. И ее критика была настолько продуманной, что вряд ли она спонтанна. Отсутстие реакции спикера по квоте «НФ» взбеленило «нфовца» Николая Княжицкого. Если принять как рабочую версию, что Николай Княжицкий на данный момент пытается стать «главным по медиа» в «НФ» (имею в виду предвыборную кампанию Яценюка), удар по его позициям нанесен сокрушительный. Я не исключаю, что именно Николай Княжицкий был, как минимум, соавтором резкого крена «НФ» в антироссийскую риторику. Судя по откликам потенциального электората, особого воодушевления новый тренд от «НФ» не получил, но некий базовый электорат мобилизовал. Сейчас, логично было бы предположить, решается судьба агрессивной тактики «НФ» . Мы не должны забывать, что в четверг же должно было голосоваться постановление Андрея Парубия о визовом режиме с РФ. Судя по голосованию проекта Николая Княжицкого, перспективы у проекта Парубия, мягко говоря, неутешительные.

И вближайшие дни «НФ» имеет смысл определиться, остается ли фракция в коалиции и партия в динамическом сотрудничестве с президентом, или «Нарфронт» выходит из коалиции взнак протеста и далее эксплуатирует тренд «война с Россией всеми методами». Закономерно, что выход «НФ» должен состояться после голосования по визовому режиму с РФ. Так что,  сейчас у Арсения Яценюка и Максима Бурбака своего рода Рубикон.

Единственная сила, которая может удержать «НФ» в коалиции, — это БПП. С помощью Госбюджета на 2017 год, в котором реализованы некоторые «хотелки» людей, связанных с «НФ» и принятие которых фракция, обрушив коалицию, вряд ли способна обеспечить. Но как объяснить пребывание в коалиции с фракцией, отказавшейся голосовать за визовый режим с РФ?! Вопрос недели для «НФ».

И большой вопрос для БПП. Очевидно, что сейчас резко рвать с «НФ» небезопасно. Поэтому столпы БПП дали и Сергею Лещенко, и Ольге Черваковой вдоволь порезвиться на проекте и намекнув, посредством Ирины Геращенко, что на Банковой склоняются к взвешенной позиции по данному вопросу. Тем не менее, открытого межфракционного столкновения не получилось.

Но получилось нечто интересное в самой фракции «НФ». Николай Княжицкий был одним из топов партии на выборах и немало сделал для присутствия «НФ» в информационном пространстве. Сейчас он бойкотировал заседание Верховной Рады. Поступок эмоциональный, но все же поступок. Фракция должна на него отреагировать. Как?

Здесь нюанс. Гипотетически, Николаю Княжицкому жаловаться не на что, ведь родная фракция его поддержала, поэтому о выходе из фракции речь не идет. Добиться иным путем повторного рассмотрения проекта невозможно, он отклонен залом, хотя разница составляла всего 6 голосов. Реально же он имеет все основания потихоньку раскалывать «НФ», концентрируя вокруг себя тех депутатов «НФ», которые особо прониклись антироссийскими настроениями. Таких найдется немало. И Андрей Парубий – один из первых. В пользу этой версии — ситуативный, в рамках данного проекта, альянс со «Свободой». Создав группу или реанимировав таковую, депутаты «НФ» смогут удачно маневрировать, особенно если в Верховную Раду будут вброшены законопроекты под Минский формат. Если учесть, что у «Свободы» и «НФ» ситуативно совместные интересы в Западных регионах страны (Львов), например, по вытеснению «Самопомощи», такой альянс выглядит очень вероятным.

Расколют ли коалицию эти нехитрые танцевальные фигуры? В краткосрочной перспективе, до принятия Госбюджета на 2017 год, скорее всего, нет. Но пикировки свидетельствуют об обострившихся отношениях между кланами «Фирташ-Левочкин» и «Коломойский et cetera». Такие трения обычно предшествуют серьезным политическим потрясениям. И распад коалиции — лишь малое следствие из возможных.

Пока танцующие не сменят партнеров и не начнут выписывать новые па.

Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »