Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Молчание Януковича

Судебное заседание по делу экс-«беркутовцев» 25 ноября, где должен был в качестве свидетеля давать показания Виктор Янукович, сорвано, причем поспешно и поэтому грубо. Кому это выгодно? Есть основания полагать, что заседание 25 ноября на состоялось или из-за межведомственных склок, или из-за деловых споров с ЕС. Пикет, конечно же, только повод.

Итак, заседание не состоялось по той причине, что представители, предположительно, «Правого сектора», блокировали Лукьяновское СИЗО, где содержатся обвиняемые. Заметно, что активистов было мало и их требование более чем странно: не пустить обвиняемых в знак протеста, поскольку они исполнители, а допросить Януковича как главного обвиняемого.

Малочисленный и подчеркнуто мирный пикет никого не встревожил: после того, как полиция на «отлично» сработала 15 ноября (в «день гнева»), организовать вывоз в автозаках обвиняемых не представлялось архисложной задачей. Поэтому недоставка экс-«беруктовцев» стала и для Святошинского, и для Ростовского судов, судя по реакции, полной неожиданностью. И вот как свой поступок комментируют советник и глава МВД.

Арсен Аваков: «Янукович уже достаточно спровоцировал крови и бед в Украине. МВД не будет участвовать в очередной провокации московской марионетки и вступать в силовой конфликт с протестующими. Тем более, что точка зрения и мотивы этих людей нам понятны и во многом мы их разделяем.

Национальная полиция и Нацгвардия обеспечат доставку подсудимых в суд, как только будет техническая возможность, и при этом нам не будут навязывать участие в провокации, разыгрываемой беглым экс-президентом под диктовку страны агрессора».

https://www.facebook.com/arsen.avakov.1?fref=ts

Его советник Зорян Шкиряк в комментарии 112 телеканалу более откровенен: «Янукович всю ніч зубрив на пам’ять написані на Лубянці інструкції-заготовки по нинішньому відеодопиту. Кремлівські пропагандони, безумовно використають «откровення» для чергових інформаційних провокацій проти Украіни. Але ми до цього готові. Не пролізе!».

Теперь – позиция Генпрокурора Юрия Луценко перед допросом: «Не варто очікувати чогось важливого від допиту Януковича в суді.
По- перше, цей допит ініціював захист «беркутів», що підозрюються у розстрілах на Майдані. По — друге, російський суд відразу поставив умовою скайп — допиту його проведення саме в кінці листопада. По — третє, в Ростов звезли всю кремлівську медіа машину. Тому я особисто розглядаю це дійство в якості чергової піар акції про » нелегітимну київську хунту» в річницю Євромайдану.

В той же час все це означає, що кремлівські покровителі кривавого диктатора зрозуміли: ГПУ вийшла на фінішну пряму для початку судових процесів проти організованого злочинного угрупування Януковича. І це — його останній шанс поговорити в якості свідка».

Из двух задействованных силовых структур четко прослеживается обеспокоенность МВД будущим допросом. Однако было бы наивно верить тому, что Арсена Авакова тревоит пиар-составляющая допроса. Что бы ни сказал беглый политик, в Украине это будет воспринято с известной долей скептицизма. Значит, тревогу «силовиков» вызывали не слова Януковича, не его свидетельские показания, а их статус. Если логически рассудить, 25 ноября было сделано все возможное, чтобы слова Виктора Януковича не получили статус официального документа. Следовательно, факт дачи показаний поставлен выше сути этих показаний.

Судя по пикету под Лукьяновским СИЗО, акция была собрана поспешно и поэтому оказалась столь малочисленной. При этом участники пикета четко обозначили свою позицию. Те, кто сталкивался с митингами, отлично понимают, сколько времени занимает созвать даже крошечную акцию. Поэтому заинтересованность в исходе заседания 25 ноября МВД стала очевидной, когда Антон Геращенко ясно дал понять – полиция не станет разгонять пикет, чтобы не допустить провокаций.

Но зачем? Зачем?!

В ленте Антона Геращенко есть любопытный пост: «Сегодня адвокаты патрульного Сергея Олийника дали пресс-конференцию, на которой заявили о нежелании прокуратуры (выделено мной, — Авт.) установить истину по делу, ограничившись назначением заранее определенного виновного».

https://www.facebook.com/anton.gerashchenko.7?fref=ts

Имеем камешек в огород ГПУ и Генпрокурора лично. Юрий Луценко, насколько известно, совершил ряд важных поездок за рубеж, его основным достижением (как говорил и он сам, и не только, надо полагать, в Украине, но и на встречах за рубежом) является как раз дело Януковича. Как ни странно, срыв заседания вроде бы как раз на руку ГПУ, если российская сторона уверена в «отбеливании» своего клиента, поскольку, в противном случае, Генпрокуратура бы «села в луу,» и крупно. Но топорность организации срыва наводит на иные мысли.

Во-первых, грубая версия о «руке Кремля», активно и агрессивно тиражируемая в соцсетях. Она сработает внутри страны, но уж точно не вовне. Поэтому такую версию имеет смысл рассматривать как первое подвернувшееся под руку прикрытие. Повторюсь, организаторы срыва допроса действовали так поспешно, что формулировать аргументированную версию у них времени не было. Еще немного о «руке Кремля». Как раз российской стороне и конкретно Януковичу чрезвычайно выгоден срыв допроса. Многие обратили внимание на высокий уровень подготовки и непривычную для наших «моновладцив» изысканную вежливость, с которой российские судейские общались с украинскими коллегами. Последний момент – уточнение возможности доставки экс-«беркутовцев» 28 ноября.

Полагаю, такая изысканность в выражениях уместна была потому, что за происходящим наблюдали не только в Украине и в России. Видимо, украинская сторона также учитывала это обстоятельство. Тем не менее, представьте, какой эффект срыв заседания произведет на внешних партнеров, даже весьма информированных об украинских реалиях и подоплеке происходящего? Правильно, срыв заседания и был рассчитан как раз на информированных. Одни информированные увидят в том недостатки работы ГПУ, другие – то, что президент не контролирует ситуацию.

Во-вторых, выпячивание недостатков работы прокуратуры настолько очевидно, что процессуальный прокурор сорвался на адвоката экс-«беруктовцев» прямо в зале суда, сразу после окончания заседания, но и в ходе заседания между ними была, как минимум, одна стычка. И это не добавило «плюсов» к имиджу ГПУ. Симптоматично, что именно в этот день происходили странные следственные действия ГПУ в ТРЦ «Гулливер», явно доказывающие «свавилля» Генпрокуратуры, в первую очередь, иностранным инвесторам. Теперь представим, что президент Украины не в курсе происходящего. Он видит срыв заседания, он видит «картинку» из ТРЦ, он видит слабость позиции прокурора, — и он видит «доброго дядю» Авакова, рискующего собственным мундиром ради спасения мундира Генпрокурора и, в конечном итоге, мундира президента. Тонкая византийская игра: спаситель Луценко, спаситель Порошенко, жертвующий собой.

В пользу межведомственной разборки – и оптимистичный пост об отсыле спецсредств в Израиль тушить лесные пожары с комментарием, мол, президент сказал – молниеносно министр выполнил. Следовательно, косвенно можно судить о легком недовольстве Порошенко послушанием Луценко, на чем пытается сыграть Аваков.

В пене эмоций потерялся важный нюанс. Это, собственно, экс-«беркутовцы». Мы не забыли, что такие подразделения были основой безопасности прежней власти? Могли экс-«беркутовцы» войти в новые структуры МВД или, как минимум, сохранить свое влияние? Наверное, да, хотя бы на уровне общественных организаций ветеранов. Новые подразделения также посматривают на судьбу своих предшественников. У действующих сотрудников могут возникнуть вполне резонные сомнения: если этих экс-«беркутовцев» осудят за выполнение приказов президента или министра внутренних дел, значит, и действующая власть не стоит того, чтобы рисковать жизнью? И если это так, Аваков не в состоянии стопроцентно гарантировать верность и послушаемость своих «орлов». Довольно опасный момент для власти, которая балансирует на грани третьего Майдана.

Кроме того, часть экс-«беркутовцев» благополучно сбежала в РФ. И «достать» министра Авакова им, надо полагать, по силам.

И, наконец, есть третий фактор, который нам неизвестен, но который обострил схватку окружения Порошенко за контроль над ним. Обычно в условиях назревающих Майданов в гору идут акции «силовиков», в частности, министров внутренних дел. Так было с Януковичем (Захарченко), так происходит и сейчас. Петр Порошенко, в отличие от Виктора Януковича, самостоятельный политик, но раздуваемый «день гнева» его впечатлил, как и работа полиции по охране власти. На впечатлении и идет быстрая игра. И если Авакову удастся размыть позиции Луценко и провести на эту должность хотя бы нейтральную фигуру, он может быть спокоен на свое будущее. Хотя, как вариант, не исключено, что подставляют и самого Авакова.

Так интриги «двух визирей» привели к запутанной и невыгодной для Украины ситуации, когда моральное преимущество – на стороне предыдущей преступной власти.

Впрочем, я не исключаю, что еще один мотив срыва допроса – сам факт допроса президента (пусть и беглого, пусть и осуждаемого социумом) в суде. Нарушается святость власти. Не опасно ли это для страны, доведенной до одной из тяжких степеней отчаяния?

В свое время короли считались наместниками Бога и неприкасаемыми, пока одному английскому королю не отрубили голову. До него другой английский король вольготно сносил головы королевам. И хотя, по сообщениям АПУ, Петр Порошенко прилежно был на допросе в ГПУ, все-таки, допрос в прямом эфире – совершенно другое дело.

Не исключаю, саммит «Украина-ЕС» стал  для Петра Порошенко настолько холодным душем, что он задумался об укреплении своих позиций внутри страны. Для этого ему требуется жесткая верикаль и верные «силовики», а также Генпрокурор без сентиментов.

В таком случае, зачем Януковичу пресс-конференция 25 ноября? Как минимум, щегольнуть знанием украинского языка. Сомнительно, чтобы он озвучил то, что хотел сказать в суде: зачем информировать украинскую сторону о том, что хотел обрушить на них и вызвать шок? Очевидно, беглый политик станет подчеркивать слабость и непоследовательность украинской стороны, обеспечив «картинку» для российских СМИ и видеоряд – для западных партнеров. Потому что, и это, очевидно, будет подчеркнуто, привлечение Януковича в качестве главного обвиняемого по делу о расстрелах на Майдане возможно лишь при наличии достаточных аргументов. Чтобы их добыть или убедиться в отсутствии таковых, первый шаг – привлечь его в качестве свидетеля и допросить. И те, кто кричит «привлечь его как обвиняемого» и срывают допрос, тем самым тормозят и формирование большого дела Януковича с беглым политиком в качестве главного обвиняемого. И – лишают Генпрокурора его главного козыря. Который, возможно, козырем-то и не был.

Стороны выиграли время. Имеет смысл ожидать в выходные либо многозначительную паузу, либо бурную медиа-активность випов. Площадка для активности вроде бы есть, тезисы также имеются.

Остается только развести руками и сказать: «Бедный Юрик!» Хотя, как это часто бывает в украинском политпроцессе, очевидное далеко не всегда — как раз вероятное.

Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «Выбор»

Фото 112.ua

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »