Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Политический разрез под пулями и без

К вечеру воскресенья, 4 декабря, трагедию в Княжичах представители МВД (Зорян Шкиряк, Антон Геращенко) склонны считать цепью случайностей. Однако президент Украины, спешно собравший «силовиков» на экстренное совещание, вольно или невольно, придал событиям и политическую окраску, призвав не использовать гибель полицейских для дестабилизации политической ситуации в стране. Прозвучал и призыв не устраивать политические «разборки».

Почему так быстро одним из тезисов прозвучала политика? Скорее всего, Петр Порошенко торопится нейтрализовать негативные (для себя) последствия трагедии в с. Княжичи. Одним из таких последствий, помимо популистских и не опасных для президента расследовать, примерно наказать, «поставить на вид» реформаторам (если выяснится, что причина трагедии — недореформы), может стать перехват симпатий рядовых сотрудников правоохранительных и «силовых» структур.

Важность этого момента дали почувствовать Виктор Янукович и Станислав Шуляк во время допросов: оба они так или иначе, тем или иным способом, озвучивали тезисы и призывы, целью которых может быть привлечение симпатий сотрудников «силовых» структур и их родственников. Причем — внимание! — как живых, служащих, так и погибших или уволенных. Хотя эту особенность допросов отметили многие наблюдатели, сама по себе направленность на целевую аудиторию была вторичной, по сравнению с озвученными сведениями.

События в Княжичах в ночь на 4 декабря, помимо прочего, обострили комплекс проблем правоохранителей. Для иллюстрации достаточно представить чувства уволенных или вычищенных сотрудников, которые после Майдана вряд ли забыли, что власть, отдававшая им приказы, оказалась преступной, а новое пополнение устроило опытным «ментам» глупые зачистки, увольняя нередко ни за что ни про что. Те же структуры МВД воспринимаются нами как нечто цельное, конгломерат монолитов: полиция, Нацгвардия, ГСО, «КОРД» и другие подразделения. Реально в любом коллективе есть свои группки по интересам и центры влияния. Правоохранительные органы не исключение. Теперь представьте, что в структурах МВД много недовольных, в частности, нынешней властью. Часть из них воюет в АТО, часть сотрудничает с преступниками (ограбления и разбои не зря обрели системность), а часть служилых не могут найти места в жизни или остаются в рядах, но чутко держат нос по ветру. Министром внутренних дел является Арсен Аваков, который героически защитил украинских граждан, в первую очередь — президента и правительство, от толп недовольных 15 ноября. Вроде бы свою преданность главе государства он доказал.

Но в последние дни резко активизировалась Юлия Тимошенко. Это не могло не обеспокоить Петра Порошенко. В такой ситуации позиция штатных и бывших сотрудников правоохранительных органов жизненно важна для Петра Порошенко. Потому что, если та же Юлия Тимошенко выведет бывших или нынешних недовольных милиционеров или полицейских, мало не покажется, — это подготовленные люди, куда там мирным обманутым вкладчикам. Естественно, на Банковой опасаются эксцессов. Гибель пятерых сотрудников, такая нелепая — отличный повод для возмущений, которые могут (и будут) подхвачены и раздуты в парламенте, где — не забываем — бюджетный процесс заворачивает ко второму чтению. Некоторые политические силы вполне способны потребовать голову Авакова в обмен на голоса за бюджет-2017. Или голову Луценко в обмен на бюджет. Свежий кровавый инцидент такого масштаба позволяет вести торги с высокими ставками.

Судя по быстроте, с которой Петр Порошенко созвал совещание, его опасения не беспочвенны. Во-первых, как сообщил врио главы Нацполиции Вадим Троян, в преступную группу, которую собирались «накрыть» в Княжичах, входили сотрудники правоохранительных органов или лица, имевшие отношение к правоохранительным органам. Следовательно, разложение личного состава достигло опасной отметки. Не случайно президент сориентировал наказать начальство, «тех, кто отдал такие приказы». Во-вторых, сам факт наличия таких групп ставит под угрозу не только имущество, но и жизни топ-чиновников, да и среднего обогатившегося звена.

Обращает на себя внимание и тот нюанс, что происшествие случилось в отсутствие в стране министра внутренних дел Арсена Авакова. Безусловно, сам Петр Порошенко знает или догадывается, насколько причастен к трагедии министр. Для него важно, насколько он верен ему, Петру Порошенко. Вроде бы предан, вроде бы доказал, но червь сомнения остается. Почему не были задержаны зачинщики митингов 15 ноября? Почему полиция не в состоянии остановить разгул преступности? Ключевой момент — не ведет ли Аваков двойную игру, ведь ранее он имел политические связи с Тимошенко.

Сейчас Петр Порошенко на распутье. С одной стороны, он вынужден в данный конкретный момент доверять министру внутренних дел Арсену Авакову, хотя бы исходя из заинтересованности в целостности коалиции в Верховной Раде. С другой, вполне вероятно, Аваков пытается стать незаменимым для Петра Порошенко, давая понять, что контролировать «силовиков» способен только он. С третьей, у нас незаменимых нет, а гениальных много, и против Авакова могут работать конкуренты. В том числе, те, которые из-за его интриг лишились своих постов в органах. Не стоит забывать и о противостоянии МВД и ГПУ, чего, судя по словам президента, опасаются и на Банковой. Достаточно вспомнить, кого «задвинули» после инаугурации Петра Порошенко.

В плане «Шатун» наверняка есть тайный подраздел — расшатать внутренние органы сопредельного государства. Действительно, зачем опять выводить народ на улицы, если куда эффективнее и эффектнее разгорячить «силовиков»? И не командный состав, а штаты. Если эту силу грамотно направить, она чудовищна: не неопытные и слабые мирные граждане, а люди опытные, физически подготовленные, — и злые. Пока что, как поется в песне, «настоящих буйных мало — вот и нету вожаков». Но что, если вожаки есть, и они умело разогревают эмоции? Или кому-то очень выгодно отвлечь внимание от допросов Януковича-Шуляка и, что куда вероятнее, от экономической ситуации, провала безвиза и спорного бюджетного процесса?

В таком случае, эти технологи играют с серной кислотой.

Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «Выбор»

Фото Официальное интернет-представительство президента Украины

комментария 2

  1. qnxlagaogo 24.11.2023

    Muchas gracias. ?Como puedo iniciar sesion?

  2. rnwbmiubcx 25.11.2023

    Muchas gracias. ?Como puedo iniciar sesion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »