Коммуналка безнадежная

Чтобы познать Украину, попробуйте оплатить «коммуналку» онлайн. Никакие другие действия не дадут такого четкого представления, что именно пошло наперекосяк в государстве и как этот «косяк» исправить.

Итак, Киев, зима, грипп. Счета, платежная карта, попытки оплатить онлайн.

Первый круг – поставщики услуг. В Киеве поставщики услуг высылают квитанции не только в бумажном, но и в электронном виде. Удобно, современно, комфортно. До той поры, пока в «бумажных» квитанциях не появляются странные суммы. Скажем, сумма долга, который вам представляется спорным и об источниках которого вы бы хотели узнать побольше. Соответственно, обращаемся к поставщику услуги.

Дьявольское иобретение  — колл-центр. Вам в среднем от трех до семи минут ориентируют в рубриках, чтобы направить к нужному эксперту. На практике, помимо, собственно, ориентирования, на вас вываливают кучу сведений, которые вам в данном конкретном случае совершенно не интересны. Но вы ждете. Наконец, дожидаетесь, вам вежливо, мягко или радостно сообщают, насколько «важен ваш звонок» для данной структуры, и ставят в очередь. В моей практике общения с поставщиками услуг кратчайшее время ожидания составило 11 минут («Киевгаз»), самое продолжительное ожидание – 67 минут (ГИОЦ). Далее наступает момент истины: вас или соединяют, или нет. ГИОЦ, например, мастерски наловчился сбрасывать звонки после продолжительного ожидания. Однако даже если контакт с оператором состоялся, не факт, что проблема будет хоть как-то решена. Суммарно выслушивание-ожидание-раговор редко занимают менее получаса. Поставщик услуги может себе это позволить, ведь оплачиваете сию роскошь вы. Зачастую затраты на телефонию перекрывают суммы спорных долгов и других платежей.

В век высоких технологий не хотите ожидать на телефоне – пишите письма. Электронные. И ждите ответа. Теоретически поставщику услуги выгодно ответить в электронном виде, так как, минимум эмоций и максимум пользы. На деле, поставщики коммунальных услуг электронные письма тупо игнорируют. (Быть может, в сговоре с Укртелекомом?). В моем «черном списке» ТОВ «Евро-Реконструкция», ГИОЦ, «Киевводоканал», «Укртелеком». Удивил «Киевгаэнерджи» — ответили в течение часа, конкретно и обстоятельно. Может, настроение было хорошее?

Срочные случаи вообще жуть. Например, оплачивали вы некоторые счета на сайте ГИОЦ в Личном кабинете. Высокая комиссия, но удобно: гарантия, что средства попадут «куда надо», возможность указать данные счетчиков, квитанция в электронном виде (пдф). ГИОЦ до декабря старательно отсылал мне электронные счета, бумажный вариант приходил позднее. Однако в декабре 2016 года бумажный счет пришел, а электронного – нет. В Личном кабинете он также отсутствует. Самому счет сформировать невозможно. Дозвониться в ГИОЦ также не получилось. Затратив двое суток, я как потребитель оказалась перед выбором: махнуть на все рукой и не платить, заплатить 19-го и лишиться права на скидку или, рискуя здоровьем (грипп), идти в мороз в ближайшее отделение «Ощадбанка».

Логично, что, если ГИОЦ не отвечает, и это коммунальное предприятие, да еще и ГИОЦ КМДА, имеет смысл обратиться в КМДА. На 15-51 жалобу оставила, но и только. Попытка узнать, кому подчиняется или кто контролирует работу ГИОЦ, привела в Департамент финансов, где мне популярно раъяснили, что «у них реорганизация, они нам подчинаются формально», и вообще, в их хоздеятельность киевская власть не имеет права вмешиваться. Вот и вся помощь.

Платежный день стремительно истекал. Не оставалось иного выхода, как обратиться к платежным сайтам онлайн. В системе EasyPay заплатить удалось, но ГИОЦ не принял платеж. Деньги зависли. После бурных переговоров с сотрудницей Службы поддержки (со ссылкой на законодательство) мне вернули всю сумму на карту. В Portmone не смогла зайти в собственный аккаунт, постоянно что-то срывалось. Памятуя о грозных предупреждениях полиции, дескать, участились случаи мошенничества с платежными картами, и признаки, в том числе, и такие, платить через данный сайт побоялась. Остался EasyPay. Там почему-то платеж не прошел.

Последний вариант – платежная система банка, где эмитирована карта. Угробив час с лишним на выяснение тонкостей и деталей, переговоры с оператором службы поддержки и руководителем какого-то отдела, заплатить в ГИОЦ мне удалось. Однако система онлайн-платежей банка не предусматривает введение показаний счетчика, если происходит коррекция суммы к оплате с учетом льготы. Махнув рукой, я заплатила.

Теперь о том, зачем я все это излагаю.

Во-первых, атрибуты реформ и Европы у нас превращаются в инструменты для таких злоупотреблений, что становится не по себе. Ведь таких историй сплошь и рядом. Они нами воспринимаются как обыденность, с которой можно смириться или которую лучше не замечать. Но именно в обыденности таких историй заключается главный ужас: мы не знаем своих прав, а если и знаем, не умеем или не хотим требовать. Например, в истории с оплатами коммунальных услуг. За такие  тарифы поставщики услуг должны бегать за нами и умолять проплатить счета. Но, имея кнут в виде пени, поставщики услуг не считают нужным напрягаться, солидно экономя на сервисе. Клиента для них в виде клиента и не существует, есть некое «население», которое «должно платить» в сроки. В свою очередь, это происходит потому, что у нас нет рынка услуг ЖКХ. Монополисты роскошествуют в такой двусмысленности, прикрывая внешними атрибутами «европейскости» махровую реставрацию «совка» в самом худшем, мелком, разливе. И если бы такой принцип был характерен только для ЖКХ! Нет, он работает на общегосударственном уровне, какую сферу ни возьми. Скажем, хитрая система субсидий, компенсаций и рассрочек от Кабмина в коммунальных платежах: вкупе с ростом минимальной зарплаты круг получателей таких благ существенно сократится. Или конкурс на главу Нацполиции: министр внутренних дел сформировал конкурсную комиссию, не предусмотренную нормативно, из людей, которых он считает компетентными. То есть, имитация коллегиальности при фактически неограниченном влиянии на исход конкурса министра, который экспертов сам отбирал. Более того, конкурсная комиссия наверняка станет инструментом для чистки списка претендентов от неугодных лично министру или тем лицам, на мнение которых оглядывается Аваков. Но внешне все благопристойно.

Во-вторых, незаметная подмена понятий. Так, взяв курс на евроинтеграцию, власть вводит внешние атрибуты Европы, в том числе, в госуправлении, скромно умалчивая о том, что в ЕС сильны механизмы общественного контроля за деятельностью органов госвласти, да и любых значимых структур, в том числе, коммерческих. Между тем, если из двух компонентов ввести в действие только один, он не будет работать правильно, даже если изготовлен идеально.

И, на мой взгляд, здесь и кроется ответ на вопрос, почему Европа варьирует сроки предоставления нам безвиза.

Лилия Брудницкая, ЗамПолит

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *