Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Как стать непобедимыми за счет врагов

Виртуозный финансовый кульбит с ПриватБанком меркнет в сравнении с теми переменами, которые грядут в результате введения в действие пакета подбюджетных законов, скучное рассмотрение которых Верховной Радой на вечерне-ночном заседании во вторник, 20 декабря, разнообразилось разве что перепалками по конкретным и малопонятным широкому сообществу поправкам в Бюджетный и Налоговый кодексы. На первый взгляд, шло рассмотрение исключительно финансовых, узких, документов. Если присмотреться, законы имеют серьезные политические последствия.

Сначала об общей философии подбюджетного пакета. Поскольку Украина в 2017 году, как и ранее, очень жаждет получить транш МВФ, следовало сверстать бездефицитный проект Госбюджета на 2017 год. И здесь правительство столкнулось с парадоксом: заявляя о первых позитивных трендах экономики Украины, продолжать тактику бюджетного секвестра нелогично. Ведь те же внешние кредиторы ожидают результативности от своих траншей, и позитивная динамика макропоказателей экономики Украины вроде бы подтверждает это. Но если есть рост, должно быть увеличение доходов в госбюджет, что предполагает расширение финансирования социальных статей. А этого допустить никак нельзя, потому что, в таком случае свести бюджет с разумным дефицитом нереально.

Выход все же был изыскан. Показательно национализировав крупный банк, Кабмин продемонстрировал тому же МВФ, как хрупка стабилизация экономики Украины, и дал сигнал внутренним оппонентам, дескать, видите, на что приходится тратиться, чтобы не обвалить экономику. Прием ловкий, тонкий и дальновидный. Он удался.

Теперь требуется в сжатые сроки принять Госбюджет, который, конечно, будет бюджетом «затяни потуже пояс», но презентован как бюджет развития. И единственный вариант — резать. Но, повторюсь, прямой секвестр будет выглядеть некрасиво. Поэтому правительство пошло другим путем, назвав секвестр бюджетной децентрализацией. С помощью ряда подбюджетных законов, принятых Верховной Радой 8 декабря и на вечерне-ночном заседании 20 декабря, произошло перераспределение некоторых налогов и сборов, а также статей расходов с центрального на местные бюджеты.

Так, на местные бюджеты возлагается финансирование учреждений образования и здравоохранения. Схема финансирования сложная: частично расходы на содержание берет на себя центральный бюджет , оплата работы персонала, кроме технического, оплата подготовки специалистов по направлениям, важным для государства и т.п.), остальное  вынуждены будут финансировать местные бюджеты. В частности, это льготы по услугам связи и проезда в общественном транспорте.

Логика закона предусматривает передачу полномочий на места вместе с финансированием, и внешне все выглядит вполне закономерно и стройно. Тем более, другими подбюджетными законами местные бюджеты получают дополнительно некоторые налоги и сборы, в частности, акциз от продажи топлива и нефтепродуктов. Центр полностью не отказывается от финансирования, но сосредотачивается на конкретных направлениях, что почти дословно повторяет польскую модель. По некоторым позициям присутствует софинансирование: из госбюджета оплачиваются услуги учителей в школах, например,  а техперсонал финансируется местными бюджетами.

На практике не сказать, чтобы возрождается (она всегда была), но ужесточается бюджетная централизация, только в другом модельном виде. К примеру, в одной области школ и больниц столько-то, исходя из госбюджетного, а не местного, финансирования. При переносе этих объектов на местные бюджеты денег заведомо не хватит, в том числе и потому, что на местах еще не привыкли к новой структуре местного бюджета — как государственного. И бюджеты развития до сих пор воспринимаются некоторыми на местах как великолепные «нычки». Но если денег не будет хватать на школы-больницы, «нычка» будет выпотрошена, и единственная возможность что-то стянуть из местной казны — субвенция. Выпросить побольше в центре, проще говоря. Как и в Польше, в Украине предполагается направлять на места субвенции для финансирования различных направлений (в основном, образование и медицина). В текущем году те местные власти, что столкнулись с недостатком средств, вынуждены были просить дотаций у Кабмина. Правительство дотации раздавало в рамках бюджетных возможностей, руководствуясь вроде бы прозрачными критериями, но все же оценивая ситуацию на свой страх и риск. И здесь как раз кроется политический аспект сугубо финансового — бюджетного — процесса.

Ранее в Конституцию Украины были предложены поправки о префектах — представителях президента в регионах (на местах). Сейчас, поскольку инициатива о префектах пока не получила своего развития, а регионы контролировать необходимо, изобретается де факто бюджетная централизация под видом бюджетной децентрализации.

Универсальность схемы в том, что никаких политических влияний здесь действительно нет и быть не может. И если, допустим, какой-то регион не получит какую-то субвенцию или получит, но расходы по каким-то, не зависящим от региона, причинам возрастут, — правительство сошлется на бюджет и заявит, мол, «ничего личного». Скоро на местах поймут, что финансирование области, региона, конкретного населенного пункта как-то неуловимо зависит от отношений представителя местной властной элиты с центральной властью. Даже не со всей властью, а с отдельными ее представителями. Или с представителями представителей. И местные элиты будут делать соответствующие выводы.

С учетом того, что правительство будет само определять, какие рабочие специальности (ПТУ) важны для государства и какие финансировать из Госбюджета-2017, а также регулировать все вопросы с выплатой пенсий и льгот практически в ручном режиме, получается, «завязочки от кошелька» все равно в Киеве.

В какие формы выльются выводы и соображения, сказать сложно. Но о лояльности центральной власти задумаются многие. Будут отслеживать, как реагирует центр на те или иные телодвижения. (В этом смысле, хорошую школу прошел Виталий Кличко, несмотря на то, что Киев — столица). Таким образом, прекрасный инструмент передачи полномочий с деньгами на места — бюджетная децентрализация — превращается в тонкий инструмент контроля за регионами.

Ничего ужасного в этом, кстати, нет. В любом случае, центральная власть должна иметь механизмы контроля за деятельностью местных властей и влиять на ситуацию в регионах и на местах. Однако в Украине, где, в отличие от Польши или Германии, нет многолетнего опыта хозяйствовать отдельными «землями», благая идея децентрализации неизбежно поначалу будет давать сбои. Для балансировки системы местные элиты должны быть не только зубастыми, но и денежными. Кроме того, по старинке все еще ориентируются на центр, особенно в финансовых вопросах, и мы видели в ходе бюджетного процесса, как народные депутаты поодиночке или группами-фракциями «пробивали» конкретные статьи финансирования из госбюджета тех или иных регионов, населенных пунктов и т.п.

Впрочем, если кто-то во власти полагает использовать схему для каких-то улучшенных результатов на выборах, он может просчитаться. Во-первых, схема универсальна, стало быть, в любой момент тот или иной регион, рачительно расходуя свои средства, способен выйти из-под контроля. И единственный обходной путь удержать регион — контролировать бизнес-элиты местного уровня либо назначать бизнес-смотрящих, что не всегда эффективно (доказано Януковичем).

Во-вторых, если такая схема и будет заточена на политические дивиденды, деньги в победе на выборах станут определяющим фактором победы. Не «одним из», а главным-единственным. Следовательно, чтобы власти быть спокойной о своей стабильности, требуется сконцентрировать в околовластном круге максимум средств.  Для этого необходимо выстроить властно-бизнесовую пирамиду, что и было сделано в России, но вряд ли получится у нас. Хотя бы потому, что у нас несколько достаточно сильных олигархов, которые, правда, борются за власть, но которых у Порошенко равноудалить пока что сил не хватает.

Но заявка на попытку победить за счет врагов сделана. Оправдается ли ставка? Посмотрим.

Лилия Брудницкая, ЗамПолит

 

 

 

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »