Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Талоны VS пласткарты: победит трусца?

Скоро во многих городах Украины бумажные талончики для проезда уйдут в прошлое, вместо них будут пластиковые карты. По крайней мере, так думает солидный авторский коллектив принятого Верховной Радой во вторник, 17 января, закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты о внедрении автоматизованной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте». На деле, как то часто бывает, благо не так однозначно.

Сначала, собственно, о благе. В «Пояснительной записке» указаны разумные причины новации: невозможно проконтролировать пассажиропоток, установить справедливые и адекватные тарифы, затраты на кассы, сотрудников и обслуживание талончиков и жетонов (вместо них будут автоматы), сокращение неудобств для пассажиров.

Во время обсуждения в зале, однако, основным аргументом стала защита «отдельных категорий граждан» от унижений, связанных с осуществлением льготного проезда. Аргумент довольно эмоциональный, чтобы быть единственным и главным.

Вероятно, закон является отголоском бюджетной децентрализации: местные власти обращаются в Центр за дотациями на транспорт, на финансирование льготного проезда (в Киеве эти деньги изыскиваются из местного бюджета) и постоянно спорят с перевозчиками о тарифах. С принятием закона не только вводится электронный билет, но и большинство проблем фиксируются на местном уровне.

Почему? Особой необходимости принимать закон «здесь и сейчас» не было. Кроме одной – пополнения местных бюджетов. Электронный билет, как предполагается, станет инструментом улучшения показателей доходов городских «кошельков». Если, конечно, местные власти сумеют правильно им воспользоваться.

Итак, поправки в законодательство, помимо определения «единый электронный билет», предоставляют органам местного самоуправления внедрять автоматизованные системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте независимо от формы собственности и самостоятельно определять порядок их функционирования, а также утверждать правила пользования городским пассажирским транспортом.

Разумеется, закон касается всех населенных пунктов, но, по умолчанию, единый электронный билет и автоматизованные системы учета оплаты окупятся только в крупных городах с развитой инфраструктурой. Если брать маленькие населенные пункты, где есть хотя бы один-два маршрута, им нет смысла тратиться на дорогостояющую систему. Поэтому на мелком уровне ожидать роста доходов от транспорта не приходится.

Возвращаемся к большим городам. В Киеве, например, в прошлом году была проблема с финансированием льготного проезда: правительство перебросило эту статью расходов на городской бюджет, но столичные власти доказывали, что у них на это денег не хватает. Ситуацию в итоге уладили, но только Департаменту финансов известно, какими нервами. Без финансирования льгот перевозчики отказывались эти льготы оказывать.

И здесь важный для понимания работы новой системы нюанс. Перевозчики и местные власти исчисляют количество льготников и финансовый эквивалент льготы, исходя из очень ориентировочного пассажиропотока и количества проживающих в городе льготников. Немного дается припуск на гостей столицы, которые также могут иметь право на льготный проезд. Под это количество условных льготников и дается дотация из городского бюджета. Сколько перевозчик реально затрачивает на перевозку льготников и – самое главное – сколько по факту льготников пользуется услугой, определить невозможно. Перевозчики имеют интерес завысить количество льготников в отчетности и занизить по факту, кладя разницу в карман, возможно, делясь и с местными властями.

При электронном билете манипулировать будет сложнее. Хотя бы потому, что в законе вводится обязательность обеспечения льготных категорий населения электронными билетами в населенных пунктах, где введена система автоматизованного учета оплаты проезда. То есть, в первую очередь, электронные карточки для проезда получат именно льготники.

Еще одно любопытное положение – обязательность регистрации проездных документов в населенных пунктах, где введена автоматизованная система учета оплаты проезда, при несоблюдении – админответственность (штраф).

То, что таким образом косвенно формируется сеть отслеживания пассажиров, если электронные билеты будут именными, поднимает вопрос о правомерности такого требования. Но, поскольку система еще не заработала, говорить об этом рано.

В Киеве и крупных городах, скорее всего, местные власти ухватятся за возможность внедрить новую систему. Однако столица является ярким примером, мягко говоря, пробуксовки новации. В частности, в метро.

Электронная карта оплаты проезда была разрекламирована как удобная, но пассажиры по-прежнему отдают предпочтение жетончикам. Во-первых, недостаточная прозрачность начислений-списаний, во-вторых, при утере жетона убыток составляет 4 грн, при утере карты – много больше. Да и возни с восстановлением карты немало. Особенно неудобны карты в метро тем, кому сложно спланировать частоту поездок. Впрочем, при отлаженной системе функционирования, возможно, карты и «побили» бы жетоны.

Сейчас киевская власть принудительно отучает киевлян и гостей столицы от жетонов. Ответом стал «черный рынок» жетонов.

Технически распространить электронные карты для оплаты проезда можно на все виды городского транспорта. Но такая система однозначно даст сбои в условиях «часа пик», когда кондуктор не в состоянии протиснуться меж пассажиров.

Реакция «маршруток», часть из которых «левые», также предсказуема: если местные власти обяжут их установить в каждом ТС приборы учета оплаты проезда, возить пассажиров даже за нынешние 6-8 грн станет убыточно. Если даже это и не совсем так, перевозчики все равно свою позицию озвучат. И солидный сегмент рынка достанется либо тем перевозчикам, которых оснастят приборами учета за деньги городского бюджета или под какие-то программы (тот же ЕБРР, к примеру), или «черным» перевозчикам, с «крышей» в местной власти, разумеется.

Нельзя сказать, что сейчас все идеально, но электронный билет и единая система учета также будут освоены кулибиными. И кольчество льготников, и пассажиропоток могут резко возрасти. Единственный сомнительный плюс, в наших условиях, — это подтверждение для пассажира, что он оплатил проезд.

И если под оснащение всех станций метро, трамваев, автобусов, троллейбусов и маршруток приборами учета оплаты повысят тарифы, пассажирам будет и другая польза – переходить на бесплатное перемещение трусцой. Для здоровья полезно.

Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «ВыбоР»

 

 

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »