Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Разрыв блокады

Если украинская сторона хотела расшевелить Россию через Донбасс, она этого добилась. Что теперь? Четких схем нет и быть не может, начинается полоса вариантов, потому что, официальный Киев пытается играть и внутри страны, и вовне сразу на нескольких уровнях. Украинская сторона, без сомнения, получила достаточно свежих материалов, доказывающих как преступления РФ против мирных граждан, так и вооруженное посягательство на территориальную целостность нашей страны. Но, если на всплеске терроризма Петру Порошенко удалось привлечь внимание мирового сообщества к трагедии в Волновахе, то сейчас восприятие аналогичной по накалу ситуации несколько иное. Мы отмечали, как оперативно Банковая сманеврировала в освещении события, сделав выраженные акценты на страданиях мирного населения.

Россия, вопреки традиционному игнорированию каких-либо подобных активизаций внешнеполитической деятельности Украины, оперативно разразилась официальным заявлением МИД РФ в связи с резким обострением ситуации в Донбассе.

Суть заявления сводится к обвинению украинской стороны в «наступательных действиях с целью захвата позиций ополчения, в том числе, и в пригородах Донецка». Пи этом МИД РФ, пожалуй, впервые за продолжительное время не стало сдерживать эмоций и метнул ядовитую стрелу в президента Украин: «Не может не обратить на себя внимание и странная «закономерность». Любое обострение обстановки в Донбассе удивительным образом совпадает с зарубежными вояжами украинского руководства, которое, видимо, таким образом рассчитывает сохранить спровоцированный самим Киевом кризис в международной повестке дня». Разумеется, Киев был обвинен в срыве Минских договоренностей.

Заяление появилось к вечеру вторника, 31 января. Позднее стало известно, что ООН, ОБСЕ и ЕС призвали РФ, прямо или дипломатично, прекратить военные действия на Донбассе.

Наше МИД пока что официально молчит. Ожидается, какие-то мессиджи воспоследуют в среду.

Но еще 30 января Служба безопаности Украины огласила заявление по торговой блокаде ОРДЛО. С начала блокады (депутаты, активисты, добровольцы) прошло не менее недели. И только сейчас СБУ сформулировала позицию, что блокада наносит ущерб интересам украинских граждан, Украины как государства и, строго говоря, является правонарушением по нескольким статьям. Помимо этого, блокада осложнит вызволение заложников.

Среди прочего, в заявлении СБУ проскочила фраза: «СБУ категорически отбрасывает любые обвинения в коммерческой «заинтересованности» торговли, в том числе, с так называемыми «ДНР/ЛНР». Служба осуждает «популистские» действия отдельных политиков, которые базируются на введении в заблуждение и манипулировании сознанием граждан».

Более чем любопытный оборот, если читать заявление далее, где СБУ отчитывается о собственных успехах отлова контрабандистов по линии размежевания с ОРДЛО. Второй важный тезис: «Донбасс – это Украина!», — который на все лады повторяли сегодня политики, а также премьер-министр и даже президент.

Вчера народный депутат Надежда Савченко неожиданно призвала вернуть в Украину Виктора Януковича.

И, наконец, завершающий штрих,- срыв заседания ТКГ во вторник (в скайп-режиме) и созыв экстренного Совбеза ООН в среду.

Очевидно, Петр Порошенко повел свою игру с целью спровоцировать Россию на какие-то заявления, чтобы было что обсуждать.Что бы ни сказал Кремль, это не важно, главное, чтобы он высказался, тем самым косвенно подтвердив свою заинтересованность в украинских делах.

Россия, на первый взгляд, поддалась на провокацию и выдала на гора заявление. Но что это дает Украине? Решительно ничего.

Вялая реакция ЕС на обострение ситуации в зоне АТО вызвала череду заявлений об угрозе ультраправых, профашистских настроений в европейском сообществе. С учетом всплеска недружелюбия в Польше к Украине, не исключено, нашу страну представят (или уже представляют) как источник этих самых «националистических настроений».

Конечно, это, мягко говоря, не соответствует действительности. Пока что. Однако ситуация стремительно меняется: Украина уже сейчас ощущает нечто вроде частичной внешнеполитической блокады, ее, быть может, слушают, но хуже слышат. (Как в сказке о мальчике и «волки, волки!». Возможно, этого и добивалась Россия, кто знает?) Официальный Киев ощущает некий дискомфорт и пытается прорвать блокаду, пока она не стала тотальной и Украина окончательно не стала геополитической погремушкой.

Банковая решила прорываться привычным методом, переводя акценты на бедственное положение мирных жителей. Но, по умолчанию возглавляя «партию власти» и являясь неформальным лидером «партии мира», Петр Порошенко в силу этого крайне ограничен в маневрах, в словах, в поступках. И когда простой украинский гражданин видит сообщения о «мясорубке» в Авдеевке и действия президента, у него возникает когнитивный диссонанс: он пылает гневом, а глава его государства трагичен, но спокоен. Возникает своего рода ваккум.

И этот вакуум стремительно заполняется. В Украине стахановскими темпами структурируется правонационалистический фронт, который, скорее всего, станет или уже стал «партией войны». Свои претензии на лидерство в этом фронте выдвигает «Самомопощь», рвется и РПЛ, оставляя за бортом конкурирующий «НФ», — но надо признать, что в «партию войны» могут войти самые неожиданные силы и в самых немыслимых альянсах.

«Партии войны» нечего ограничивать себя в словах и в действиях, «партяи войны» будет говорить то, что люди, прижатые тарифами, ценами и «популярными» решениями правительства, хотят услышать. В силу региональных особенностей, «партия войны» непременно оседлает ультраправого «коня». Арт-подготовка в виде законопроектов о языках проведена.

Теперь представим, как на это посмотрят в Европе. Да, лидеры формирующейся «партии войны» говорят, что «нам Европа не указ», на самом же деле ЕС, даже в разваленном состоянии, остается нашим внешнеполитическим партнером, — России надо с кем-то противостоять. Поэтому партнерские отношения требуется сохранить. И, конечно, никакое партнерство не будет возможным, если Евросоюз усмотрит в Украине бурный рост ультраправых настроений.

Таким образом, ставя целью прорыв блокады, «партия войны» замкнет ее, загнав страну в тупик, пока «партия мира» либо поспешит выжать из страны в финансовом смысле все, что возможно, либо попытается спешно урегулировать конфликт на Донбассе. И то, и другое губительно-провально.

Следовательно, инициатива по нормализации ситуации в Украине переходит к России. Гипотетически, если бы Украина двинула все свои войска на защиту рубежей, ей бы удалось вернуть свои территории. Сейчас РФ не посмела бы открыто противостоять нам.

Но, судя по заседанию СНБОУ, рваться в бой никто не торопится.

Худшее, что может произойти, — все уйдет в пар, жертвы будут напрасными.

Кстати, о Крыме в этой дискуссии пока что и не вспоминается. Симптом?

Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «ВыбоР»

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »