Зачем Порошенко хочет привязать политиков к Родине

Президент Украины внес в Верховную Раду как неотложный законопроект, в просторечье названный «о паспортах»: граждане Украины могут лишиться «тризубого», если станут также гражданами других государств. Жесткость формулировок закономерная, но и взрывоопасная. В связи с этим возникает вопрос, зачем потребовалось так пожарно вбрасывать неоднозначный проект и настаивать на его скорейшем принятии?

В соответствии с текстом документа, в действующем правовом поле отсутствует механизм предупреждения возникновению случаев двойного гражданства на законодательном уровне отсутствует. Между тем, пребывание граждан Украины, в частности, публичных служащих, в статусе граждан других государств «создает определенные риски для национальной безопасности Украины». Соответственно, законопроект и направлен на усовершенствование механизма прекращения украинского гражданства в случае обретения гражданства другого государства.

Основные позиции:

— если украинский гражданин обрел другое гражданство, он считается таким, что выразил намерение изменить гражданство и дал согласие для прекращения гражданства Украины,

— в течение одного месяца свежеиспеченный гражданин Украины обязан вернуть паспорт другого государства,

— вопрос об утрате украинского гражданства может возникнуть и в случаях, если поведение и действия гражданина Украины свидетельствуют о признании им иностранного гражданства и осознанный выбор в пользу иностранного гражданства. Прилагается подробный перечень таких действий. Например, пользование правами и выполнение обязательств, предоставляемых иностранным гражданством, подтверждающей информацией в госреестрах и официальных ресурсах других государств, а также использование иностранного паспорта вне пределов Украины,

— лишиться гражданства Украины можно и из-за нарушения правил его обретения,

— отныне отговорка, что стоимость получения документа о прекращении иностранного гражданства превышает половину размера минимальной зарплаты, не считается «независимой от лица причиной»,

— все те, кто имеет паспорта других государств, в шестимесячный срок должны их сдать, иначе рискуют лишиться украинского гражданства.

Законопроект внешне правильный. Но те риски, которые он несет в случае принятия, перекрывают выгоды, поскольку последние, в данном случае, — пропагандистские для широких масс и карательные для политикума.

Сначала о выгодах. Безусловно, мягкость украинского законодательства о гражданстве создает множество предпосылок для лавирования в этом щекотливом вопросе. Это позволяет преступникам, правонарушителям и коррупционерам преспокойно избегать наказания: при пересечении границы Украины лицо может использовать паспорт другого государства и с этого момента оказаться вне юрисдикции нашего государства. Эффективность механизма экстрадиции сомнительная. Так, от следствия и суда успешно скрываются Азаров, Клименко и другие видные «януковичи». Будь законодательство жестким, коррупцтонерам было бы намного сложнее избежать следствия и суда. Скорее всего, на это и нацелен «паспортный» закон президента.

Но его неотложность (как указано на официальном сайте Верховной Рады) свидетельствует, что проект, как и во многих случаях, призван решить одну конкретную проблему. Проблема имеет имя и фамилию – Роман Насиров.

Судя по жесткости Апелляционного суда и спиче Насирова на заседании, имеет место быть серьезный конфликт между Насировым и Порошенко. Поэтому не исключено, что президент пытается в оперативном порядке принудить Насирова к каким-то действиям. Для того, чтобы тот «поразмыслил», его закрыли в СИЗО. Судя по дебатам о сумме залога, возможно, речь идет о деньгах, которыми Насиров не поделился. Отстраненный глава ГФС оказался в том же положении, что и Ретт Батлер из «Унесенных ветром»: стоит ему взять со счета хоть одну гривну, его выпотрошат. Деньги, которые так охраняет Насиров, наверняка не все принадлежам ему. И чиновник разрывается между страхом потерять деньги своего покровител(ей) и потерять в Украине все: должность, влияние, доходы.

Предъявить серьезное обвинение Роману Насирову пока что не получается, — обвинительный акт сыроват, обе стороны очевидно тянут время. В случае принятия законопроекта президента о паспортах, возникает формальное основание для административного а, возможно, и уголовного преследования Насирова. Достаточно предположить, что тайное гражданство другой страны госчиновником будет трактоваться как угроза нацбезопасности Украины.

Украинский политикум и средне-высший уровень госменеджмента вынуждены будут решать вопросы с гражданством. Таким образом, они будут более зависимы от украинских правоохранительных органов и судебной системы. Скрыться за границу от уголовного преследования будет возможно лишь в статусе политического беженца. С одной стороны, президент усилит свое фактическое влияние на политикум, если, в свою очередь, будет контролировать правоохранительную и судебную систему. С другой, отсутствие гражданства другой страны не означает, что украинские реальные и потенциальные коррупционеры откажутся от «убежищ». Связи с правительствами и влиятельными силами других государств уйдут в полускрытую форму, отслеживать их и, следовательно, влиять на на них будет невозможно. С третьей, перечень нарушений, которые могут стать причиной для утраты украинского гражданства, таков, что политик и чиновник могут оставить себе все паспорта при условии личных договоренностей с контролирующими органами.

На бытовом уровне последствия принятия закона ощутят граждане Украины, обитающие в приграничных областях, где соседствующие государства давно раздают свои паспорта. Полагаю, рядовые граждане отнесутся к закону с пониманием и спокойно переживут новации.

Но есть категория украинских граждан, которые, подпадая под действие закона (в случае принятия), окажутся в чрезвычайно сложном и опасном положении. Это жители Крыма и ОРДЛО.

Именно они фактически имеют на руках больше одного паспорта: Украины и РФ или Украины и «ДНР», «ДНР». Президент своими поправками в законодательство о гражданстве вынуждает их либо идти на конфликт с тамошними властями, либо отказываться от украинского гражданства, либо покидать Крым и ОРДЛО.

Сейчас украинские граждане на данных территориях законодательно на особом положении, — Украина не отказывается от них. Если официальный Киев де юре откажется от этих людей, не исключено, это будет истолковано как отказ и от территорий. Как решение Украины по паспортному вопросу воспримут многие украинские граждане, вопрос отдельный. Скорее всего, их реакция будет сложной.

Особый нюанс паспортному вопросу придает решение «ДНР» о госгранице. Все жители «ДНР» автоматически лишаются украинского гражданства. Значит ли это, что Петр Порошенко взял курс на отсечение Донбасса? Или такие последствия в спешке не учтены авторами законопроекта.

В любом случае, возможности отыграть назад еще есть. Не исключено, законопроект стал сигналом для тех, кому Порошенко хотел бы предъявить некие условия для переговоров.

Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «ВыбоР»

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *