Крест веры: что в Пасху волновало церковных иерархов

Редко, но метко: Воскресение Иисуса Христа православные и католики отпраздновали в один день. Это придало Пасхальным посланиям иерархов особую глубину. Говорили они не от себя, конечно, а от многомиллионной паствы. Что же волнует христиан всего мира?

Константинополь и Рим: тупик и поиск Света

Основной проблемой современного земного бытия наивысшие церковные иерархи считают неуверенность, тревогу. Особенно сильно эта тема прозвучала в Пасхальном послании Архиепископа Константинопольского, Нового Рима и Вселенского Патриарха Варфоломея. В частности, Варфоломей, напомнив сакральное значение и смысл Воскресения Христа, который радовал всем нам надежду на спасение, подчеркнул, что «однако, мы живем в мире, в котором через средства коммуникации передают непрерывно тревожную информацию о террористических актах, о войнах, о разрушительных природных явлениях, о проблемах из-за религиозного фанатизма, о голоде, о проблемах беженцев, о неизлечимых болезнях, о бедности, о психологической угнетенности, об отсутствии безопасности и о других сопутствующих нежелательных ситуациях».

Чтобы подчеркнуть насыщенность и мощь потока негативной информации, Варфоломей употребляет образное выражение «крест», который «люди несут с воплями». В противовес – «приходит наша Мать, Святая Православная Церковь, чтобы нам возвестить, что нужно быть радостными, потому что наш предводитель Иисус Христос-победитель есть носитель радости, которая просветляет все».

Соответственно, Его Воскресение – «это послание победы жизни над смертью, победы света тихого пасхальной лампады над тьмой нестабильности и разрешения невзгод и проблем через надвечерний Свет Воскресения». Патриарх приглашает всех воплотить и в свои жизни этот Свет, «встать с верой и надеждой перед воскресшим Христом, перед тайной жизни, верит Тому, кто владеет рулем всего сущего, — Воскресшим Господом, Господом радости и веселия».

О том же, только в других выражениях, говорит в Пасхальном обращении Папа Римский Франциск. Только он берет шире, выводя источник нестабильности не от изменчивого мира, а от духовной сущности человека: «Все мы, когда позволяем греху овладеть нами, теряем верный путь и оказываемся в тупике, как потерянные овцы».

Тупик – это еще и одиночество. И Папа Римский Франциск вводит антитезу – даже заблудшие, потерянные, оказавшиеся в тупике и в плену греха люди не одиноки: «Во все времена Воскресший Пастырь неустанно ищет нас, блуждая пустынями этого мира…Воскресший Пастырь отправляется на поиски всех потерянных в лабиринтах одиночества и маргинализации… Пусть Иисус, побеждавший тьму греха и смерти, дарует мир нашим дням».

Украинские церкви: победу нам, посрамление – врагам

Иерархи украинских церквей в своих Пасхальных посланиях показали активную позицию по отношению к ситуации в стране. Но их трактовка глобальных событий несколько отличается от версии высших иерархов.

Так, Патриарх Киевский и всея Украины-Руси Филарет (УПЦ КП), так же, как и Франциск и Варфоломей, называя нестабильность (умножение скорбей, бед и трудностей) кризисом, считает, что Иисус Христос «пропускает кризисы в человеческом обществе, войны между народами, Он и прекращает их. Но для этого необходимо обратиться к Богу всем сердцем, всей жизнью своей. Он хочет, чтобы все люди уверовали в Него, изменили свой способ жизни и вошли в вечную жизнь для блаженства».

Таким образом, единственное, что может сделать человек, — это отдаться на волю Бога, веруя, что все кризисы от Него. Поэтому Филарет, отдельно приветствовав всех украинцев по всему миру, попросил Иисуса Христа дать победу «над нашими внешними и внутренними врагами» и привести к «миру и единства, чтобы наша жизнь отвечало тому, ради чего Сын Божий стал человеком, пострадал, умер и воскрес».

Здесь, конечно шероховатость, поскольку концепт «все кризисы от Бога» и «отдаться ему» должен вылиться в непротивление злу насилием. Тем не менее, Послание Филарета патриотично, актуально для украинских верующих и недвусмысленно для врагов.

Предстоятель Украинской автокефальной православной церкви Митрополит Киевский и всея Украины Макарий в Пасхальном послании также просит Господа о мире и спасении для Украины, но подчеркивет «и для других наций, которые живут на украинской земле. Молимся, чтобы Господь защитил нас от всякого врага, который уничтожает жизнь наших отцов, мужей и сыновей».

Воскресение Христа является опорой для уверенности в победе, поскольку «как тьма уничтожается светом, так и тление жизнью изгоняется. Для всех настает жизнь, а для погубителя – погибель…Вера в воскресение Христа-Спасителя утверждает человека в вере общего воскресения и жизни грядущего века, источник пасхального света, радости и мира в нашей земной жищни, того мира, к которому стремятся все украинцы, особенно в этот час войны с северо-восточным оккупантом нашей украинской земли».

Русский след: ад, смирание, любовь

А теперь обратите внимание на основной акцент Пасхального обращения Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия (УПЦ МП). Онуфрий призывает к любви и к ее непосредственному деянию – смирению: «Помни, человек, безмерную любовь и милость Божию к тебе и старайся в своем сердце приумножать взаимную сыновнюю любовь к Богу и к ближнему своему. Любовь — это суть жизни, и пока между нами будет любовь, до тех пор будет жизнь на земле. Смиряй себя под сильную руку Божию даже тогда, когда ты не до конца постигаешь то, что Божественный Промысл тебе посылает. Знай, что Бог делает тебе только добро и благо, и тот, кто смиряется под Божественную руку, — вкушает этого блага».

Чтобы понять суть послания Онуфрия, следует посмотреть Пасхальное телеобращение Патриарха Московский и всея Руси Кирилла. Кирилл единственный из иерархов, чьи послания проаналилизированы в данном материале, сделал ад главным акцентом в своем обращении: «Важно понимать, что ад — это не столько место, сколько состояние. Это жизнь без Бога и вне Бога». За этим утверждением следует та же проповедь любви и смирения: «Будем же делами являть свое стремление следовать за Господом Иисусом и пребывать в Его любви к людям, которые встречаются нам на жизненном пути».

Свет надежды

Созвучно с Посланиями Франциска и Варфоломея и Послание предстоятеля Украинской греко-католической церкви. Глава УГКЦ Отец Святослав ударил по самому болезненному для украинских граждан и, надо сказать, попал в «десятку»: «Поздравляя вас, хочу вам благовестить: когда вы думаете, что все пропало и закончилось – не верьте! Потому что каждый конец по сути есть начало. Пасха – поворотный момент всего человечества. И этот день является нашей новой силой, нашим возрождением, нашей надеждой на лучшее завтра.

И немного политики

Патриарх Филарет отдельно упомянул президента и первых лиц государства, военнослужащих поздравляли и молились за них все украинские церковные иерархи, кроме митрополита Онуфрия.

А большую политику традиционно попытался ввернуть Папа Римский. Франциск отдельно благословил Украину. Но! Приведу цитату: «Пусть Добрый Пастырь придет на помощь Украине, все еще охваченной конфликтом и кровопролитием, чтобы восстановить социальную гармонию. Пусть он приложит все усилия к тому, чтобы облегчить трагические страдания тех, кто пострадал в результате конфликта». Франциск не принимает ничью сторону. Это очень тонкий и во всех смыслах стратегически успешный ход.

Второй момент в обращении Папы Римского – намек на объединение церквей: «Дорогие братья и сестры, в этом году христиане каждого исповедания празднуют Пасху вместе. Единым голосом в каждой части мира мы провозглашаем великое послание: «Истинно воскрес Господь, как Он сказал!»

Судя по Посланию Варфоломея, православная церковь если и услышала намек, то распахивать объятия не торопится.

Что есть тьма?

Если суммировать, наивысших иерархов беспокоит психологическое состояние как паств в целом, так и каждого верующего в отдельности. Тревожит настолько, что они пытаются найти первоисточник психологических кризисов, поскольку очевидно, что ни экономические, ни политические потрясения не могут привести к такому глубокому кризису веры.Более того, если кто-то и полагал, что кризис преумножит ряды верующих, то ставка не оправдалась.

И проблема даже не в вероятном сокращении доходов церквей, а в отставании церквей как социальных институтов от динамики социальных же процессов. По крайней мере, в церквях есть понимание того, что психологические кризисы имеют внутренний генезиз. И зачастую и сам человек не может сказать, отчего это с ним так.

Но у католицизма и православия, как и у всех других религий, появляется шанс. Поскольку психология и психиатрия не в состоянии справиться с кризисным валом, человек как индивид оказывается совершенно одиноким в меняющемся мире. Одиночество может быть, как ни странно, и в большой семье, и при любящих и любимых родных. Такое скрытое одиночество терзает все больше и больше людей.

Если церкви сумеют что-то предложит этим людям, — битва за души и за здравомыслие человечества выиграна. Пока же Пасхальные послания предлагают нам нечто знакомое, но на данный момент чрезвычайно важное, — есть Сила, которая не равнодушна, которая поймет и простит. Даже если веры нет и надежда увяла.

Потому что, конец – это и начало. Не эту ли истину ежегодно празднуем мы?

ЗамПолит

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *