Считать по-новому: сэкономить на коммуналке не получится

Коммунальщики получили роскошный подарок – Верховная Рада в четверг, 22 июня, приняла закон о коммерческом учете коммунальных услуг. На щит подняли одну из базовых норм документа: поставщики услуг обязаны оснастить потребиителей счетчиками. Но ничего бесплатного не бывает. Счетчиков в том числе.

Ни капли мимо кассы

Законопроект «О коммерческом учете коммунальных услуг» был внесен солидным депутатским авторским коллективом с целью, как разъяснил секретарь профильного парламентского комитета Виталий Сташук, перейти на стопроцентный учет потребления тепловой энергии, горячей и питьевой воды с помощью счетчиков, «что сделает невозможным перекладывание на рядового потребителя сверхнормативных потерь монополиста и заложит принцип, в соответствии с которым каждый будет оплачивать лишь те объемы комуслуг, которые фактически потребил».

С этой целью закон предусматривает обязательное оборудование всех строений, присоединенных ко внешним теплосетям и водопроводным сетям, домовыми узлами учета тепловой энергии и воды: для жилых домов крайний срок – до 1 октября 2018 года, для нежилых – до 1 октября 2017 года. Разумеется, в многоквартирных домах обязательной является установка квартирных счетчиков учета воды и тепла, крайние сроки – те же. Расчет потребленных ресурсов вне счетчиков (без коммерческого учета) запрещен.

Счетчики принудительно

За все хорошее надо платить. В частности, НКРЭ КП (регулятор) текстом документа поручено пересмотреть тарифы и привести их в соответствие с новым законом. Формально – чтобы жители, которые стянулись ранее на домовой счетчик, не платили дважды. Реально такая оговорка может стать основанием для роста тарифов.

Однако народный депутат Юрий Левченко усмотрел в законе иезуитский принцип, в соответсвии с которым, людей все же заставят оплачивать счетчики: не за установку, так за обслуживание, ремонт, поверку и т.п. Более того, если владелец или совладельцы откажутся от установки счетчиков или создает препятствия, поставщик будет иметь право в судебном порядке требовать сервитут части помещения для установки и обслуживания счетчика.

Отказаться от платежей не получится. Единственная альтернатива – самостоятельно оборудовать дом счетчиками, которые исполнитель услуг и оператор обязаны установить. В случае, если отопление или вода поставляются по автономным системам, потребитель обязан оснастить их счетчикам распределительного учета.

Независимо от способа установки счетчика: добровольный или насильственный, размер взноса (оплаты) определяется для каждого дома отдельно, оплата его может быть растянута на пять лет «или на другой срок по соглашению сторон».

Прелесть же всей операции со счетчиками в том, что они становятся собственностью владельцев либо совладельцев помещений. Значит, о сохранности счетчиков должны заботиться именно они. В законе отдельно указано, что владельцы счетчиков могут заключать с поставщиком услуги договора страхования и/или охраны счетчиков. Платно, разумеется.

Денежка счет любит

Поставщикам коммунальных услуг (тепла, воды) впасть бы в уныние, ведь закон строго предписывает руководствоваться исключительно показаниями счетчиков и, следовательно, словчить не получится. Даже на «усушке-утруске», ведь потери при доставке оплачивает поставщик. За нарушения, например, срыв сроков взятия счетчика на учет и т.п. предусмотрены серьезные штрафы. Кроме того, потребители услуг имеют право доступа к счетчикам и, значит, могут самостоятельно проверять их показания, что особенно актуально для ОСББ и ЖБК.

Но тот же закон дает поставщикам и операторам рынка роскошный бонус. Так, в тексте документа указано, что, если возникает разница между показаниями узла коммерческого учета и объемами воды и тепла узлов распредительного учета, разница «разбрасывается» на всех потребителей в соответсвии с методикой. Если учесть, что закон обязывает владельцев квартир оплачивать воду, например, которой поливали клумбу, или отопление подвала, чердака, лестничных клеток и колясочных, суммы в платежках будут очень интересными.

Цифры раздора

Закон имеет свои плюсы и минусы. Плюс в том, что наконец-то четко выписаны обязанности поставщика услуги и, скажем, при снижении фактической температуры в отапливаемом помещении не удастся отговориться или взять цифры с потолка.

Однако новый принцип взаимодействия поставщиков и потребителей воды и тепла содержит несколько вариантов, как навесить на последнего оплату за то, что он не употребил. Тем самым, нивелируется декларируемый целевой принцип закона.

Во-первых, распределение разницы показаний счетчиков домового и квартирных по методике (в зависимости от квадратных метров). Поскольку установить источник сверхутечки не всегда получается даже коллективно, можно предполагать серьезные внутренние разборки, в частности, в ОСББ и в ЖБК. И если сейчас активные и подкованные потребители могут хотя бы оспорить суммы платежей, после подписания закона им это вряд ли удастся.

Во-вторых, суммы оплаты ремонта, замены деталей и эксплуатации счетчиков (собственности потребителей) устанавливает поставщик. Никаких нормативов, «потолков», формул расчета нет. Поставщик, при желании, указывает любую сумму, и потребитель обязан ее оплатить.

В-третьих, дела о нарушении требований по учету, обслуживанию счетчиков будут рассматриваться не судом, а центральным органом исполнительной власти. Пробить такой бастион, в случае сговора чиновников с конкретными поставщиками услуг, будет невозможно.

В-четвертых, теоретически операторам рынка будет выгодно нанять титушек красть домовые счетчики. Либо потребителям придется оплачивать установку новых, либо подписывать договора на охрану либо страховку.

В-пятых, если по счетчику потребитель использовал воды или тепла меньше нормативных, оплачивать он будет по нормативу. Таким образом, сэкономить не получится: будешь платить либо за соседа, либо по нормативу.

Лилия Брудницкая, ЗамПолит

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *