Второе Рождество и Украина

Смотреть мессу в Ватикане и впервые ощущать сопричастность, не будучи конфессионально с ними, — в Украине официально Рождество празднуется до Нового года. Можно критиковать решение, можно приветствовать или быть равнодушным. В любом случае, Христа у нас стало больше.

Впрочем, помимо религии, у второго Рождества есть и политические мотивы. Ватикан влиятелен в гуманитарных вопросах. Есть непроверенная информация, что по второму Рождеству в Украине было межконфессиональное соглашение: Украина на какой-то период воздерживается от активных действий в направлении единой поместной церкви, а православные общины спокойно переживают официальное второе Рождество. То, что в этом вопросе достигнуто перемирие, огромный успех.

Конечно, Папа Римский имел уникальную возможность 25 декабря 2017 года двумя-тремя фразами существенно умножить количество своих симпатиков в Украине. Судя по его Посланию Urbi at Orbi, Франциск не воспользовался уникальной возможностью. «Увидим же Иисуса в детях, которые вместе со своими семьями страдают от насилия, вызванного конфликтом на Украине и от его серьёзных гуманитарных последствий; помолимся Господу, дабы Он как можно скорее даровал мир этой возлюбленной стране», — провозгласил он. Таким образом, Ватикан публично не поддержал ни Украину, ни Россию. Примерно так же Франциск говорил и о Сирии.

Вообще, в этом своем послании Папа Римский был крайне аккуратен в выражениях. Он нашел превосходный ход – увидеть младенца Иисуса в страдающих от войн и других деструктивных явлений детях. Тем-то Ватикан как политический центр влияния и уникален, что по-умному находит формулу,позволяющую проявлять максимум активности при минимальном раздражении конфликтующих сторон.

Тем временем, в Украине все же заметна реакция на второе Рождество. 25 декабря православная церковь отмечает день памяти святого Спиридона Тримифунтского. Святой на Вселенском соборе нагоядно доказал Единство во Святой Троице. Поэтому те, кто не приемлет Рождество Христово 25 декабря, призывают праздновать исключительно Спиридона. Пусть и пассивный, все же – протест. Официально все три украинские православные церкви не выразили своего отношения к Рождеству 25 декабря. Тем более, природа вроде бы «за», Пользователь соцсети Андрей Захарченко опубликовал фото зимней радуги в Киеве 25 декабря.

Фото Андрея Захарченко.

Церкви поступили умно. Теперь очередь за верующими. Мы можем только приветствовать тот факт, что никаких столкновений или публичных возмущений по этому поводу не случилось.

Автор этих строк, являясь православной, более 5 лет смотрит трансляции служб в Ватикане, наслаждаясь красотой церемонии и высоким качеством посланий и обращений. Поэтому, наверное, не усматриваю во втором Рождестве угрозы моему православию.

Единственное, что может внушать опасения, — политизация католического Рождества. В Верховной Раде принимали соответствующее решение как раз в пику РФ, и только во вторую очередь — учитывая интересы католической и протестантской общин.

В своем Послании Папа Римский Франциск дал понять, что вряд ли политизация Рождества – то, чего мог бы хотеть Иисус Христос.

Мы можем предполагать, что соответствующий сигнал Киеву Ватикан послал загодя, не ранее 22 и не позднее 24 декабря. Только глубоким разочарованием можно объяснить заявление президента Украины Петра Порошенко о том, чтобы праздновать Рождество дважды. Если глава Украинского государства и хотел способствовать единению сограждан, то в данном случае получился скверный анекдот Для католиков и протестантов радость вызхоного дня на Рождество омрачена попыткой использовать один из величайших праздников в политических целях и для пиара, православные – в издевательстве над верой. Потому что, так может говорить только не воцерковленный человек.

Как президент, подписавший соответствующий закон, Порошенко мог бы сжато изложить причины и поздравить всех, кто празднует 25 декабря. Но президент пошел дальше, подчеркнув, что Рождество 7 декабря – «старая добрая традиция». Если Порошенко хотел консолидировать христиан Украины, его слова направлены на противоположное.Значит, в этом празднике у него были свои, далеко не христианские, цели.

Ватикану вряд ли понравятся игры с верой, хотя бы во славу победы Украины в регионе или во имя каких-то других целей. Президент республики, где церковь отделена от государства, персонально решающий важнейшие церковные вопросы, вызывает закономерное удивление. И наши сограждане-католики, радуясь официальному выходному, спустя время задумаются, почему им вдруг сделан такой подарок. И поймут, что за него придется платить. Возможно, голосами.

Истинным и глубоко верующим сама мысль о политизации таких праздников кощунственна. Именно поэтому Папа Римский говорил о другом. Украинских политиков спасает одно, — в Украине глубоко и истинно верующих катлоиков и протестантов на порядок меньше, чем требуется для критической массы возмущения.

Лилия Брудницкая, ЗамПолит

 

Читайте также: