Горький леденец: почему Антикоррупционный суд праздником не стал

Бывает так: хочешь быть всем милым и добиваешься резко противоположного результата. Так и получилось у Петра Порошенко с Антикоррупционным судом. Вряд ли 7 июня войдет в анналы истории как День борьбы с коррупцией.

Партия и эндшпиль

Судя по реакции внешних партнеров, там, конечно, догадались о маневрах Петра Порошенко. Более чем сухой отклик МВФ доказывает, что Фонд подыскивает более-менее приемлемые формулировки реакции на событие.

Которое сам Петр Порошенко изо всех сил старается представить как эпохальное. Он, которого обвиняли в противодействии созданию ВАКСУ, радовался как мальчишка. Почему?

Читайте также Медовый месяц первых лиц

«Чтобы запустить в Украине всю систему антикоррупционных институтов, мне пришлось преодолеть яростное сопротивление, особенно в отношении системы электронных деклараций», — заявил ликующий гарант на встрече со студентами Киевского национального университета имени Т. Шевченко.

Одним махом Петр Порошенко из фигурантов нескольких коррупционных скандалов превращается в главного борца с коррупцией. Которому, ясное дело, вредили. Кто? Вредители. В Верховной Раде, в том числе, — не желали принимать президентский законопроект.

 НАБУ в кандалах

Прохладцу с Запада связывают с коррекцией нормы о внешних экспертах. Но это далеко не последняя претензия к закону о ВАКСУ, особенно если рассматривать его в связи с другим решением ВР 7 июня – назначением аудитора НАБУ.

Вопрос всплыл неожиданно и был решен в Раде, относительно недавно бившейся в истериках от одного упоминания об аудиторе НАБУ, без шума.

Читайте также Порошенко и ветряные мельницы

Теперь смотрим расклад. Если сильно упростить, на ВАКСУ настаивал НАБУ. Артем Ситник неоднократно сетовал, что посаженных коррупционеров нет, так как, их оправдывают коррумпированные суды. В последнее время он намекал западным партнерам, что во главе этих судей-коррупционеров стоит любимый народом гарант. А если появится независимый суд, то все волшебно изменится: НАБУ будет работать на ВАКСУ, а ВАКСУ – на НАБУ. Создается влиятельная спайка с прямым выходом на «внешников», неуязвимая (или слабо уязвимая) для внутренних влияний.

Читайте также Трамп обваливает гибридную войну

Понятно, что, чем ближе президентские выборы, тем больше искушения посадить президента. Вряд ли Артем Ситник упустил бы такую возможность.

Тут-то Порошенко и начал беспроигрышную партию. В ночь на 7 июня он действительно согласовал с МВФ правку по международным экспертам. Но в Верховной Раде 7 июня уже утром пришлось корректировать формулировку буквально на ходу, со ссылкой на Конституцию Украины.

Компромисс, как мы знаем, был все-таки найден. Если учесть, что, как заявляют оппозиционные политики, в результате судебной реформы Банковая усилила влияние на судебную ветвь, Владимир Василенко в качестве аудитора НАБУ – мощнейший рычаг влияния на ведомство Ситника в руках президента. Второй рычаг – ВККСУ.

Имея два рычага, можно превратить ВАКСУ во что угодно. При этом:

— позиционироваться как  главный борец с коррупцией,

— сделать так, что отныне за все пробуксовки борьбы с коррупцией отвечает лично Ситник.

Дальше — громкое дело

Прелесть в том, что и внешние партнеры не могут упрекнуть: украинская власть сделала что смогла, да еще в условиях, когда ей – власти – жутко противодействовали с ВАКСУ.

Чтобы было совсем натурально, премьер Владимир Гройсман заявил в понедельник о вероятной отставке «ради ВАКСУ» и очень испугался в среду, когда вероятность стать и. о. была особенно высокой.

Читайте также Украину погубит «пятая колонна» пророссийских чиновников

В Верховной Раде голосование 7 июня готовили особо тщательно. Чтобы окончательно убедить непокорных, КС вынес решение по неприкосновенности депутатов. Снять ее можно было тогда же, 7 июня. Вместо этого сняли Данилюка.

Далее началась раздача конфет. Пашинский, засадив Савченко, получил еще и голову Мураева. Вероятно, неким новым статусом обзаведется Арсений Яценюк, мелькавший в Раде 7 июня.

Главное же – в том, что, даже если ВАКСУ будет создан в срок (что сомнительно), любое его решение можно будет оспорить в обычном суде как не согласующееся с Конституцией Украины. Хотя бы по той простой причине, что Основной закон не предусматривает никакого ВАКСУ.

Читайте также Идем к модели абсолютный президент»?

И все вопросы и претензии по ВАКСУ отныне Банковая перекладывает на внешних партнеров. Причем вполне логично и закономерно. И внешним партнерам придется на время с этим смириться, ведь формально украинская власть сделала так, как они требовали, причем под откровенным нажимом. Это позволит в любой момент сослаться на «выкручивание рук», и США с МВФ нечем будет возразить.

Это цепь быстрых и решительных маневров, которая не имеет ничего общего с антикоррупционной борьбой, но которая позволит лично Порошенко держать на коротком поводке всех тех, кому в Украине жить хорошо.

С учетом немногочисленности таковых, поводков на Банковой для всех хватит. И для первого громкого дела ВАКСУ кастинг уже стартовал.

ЗамПолит

 

Читайте также: