Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Сбывшийся кошмар: кто устроил кровавую пятницу в Париже

Пятница, 13-е стала черным и по-настоящему кровавым днем для Франции. В Париже серия терактов. Счет погибших идет на десятки. На данный момент, известно о нескольких терактах: обстреляна редакция журнала Шарли Эбдо, несколько престадион, концертный зал. В концертном зале Батаклан террористы захватили заложников, предположительно, около ста человек. В полвторого ночи, по киевскому времени, французская полиция начала штурм концертного зала. ПО итогам штурма, 10 человек погибло, из них 2 террористов, остальные, по словам очевидцев, пали жертвами беспорядочной стрельбы террористов. Постоянно поступают сообщения о новых терактах. Предварительно, 7 очагов террористических атак в Париже. Президент Франсуа Олланд в экстренном обращении к народу Франции призвал вместе почтить память погибших и солидарно противостоять угрозам, не сдаваться и поддерживать друг друга. Помимо эмоций, президент Франции официально ввел по всей стране режим чрезвычайного положения. Такие экстренные меры предприняты во Франции впервые за последние 10-15 лет. Также Франция временно закрывает свои границы. В самом Париже приостановлена работа 5 веток метро, порядок в столице будут обеспечивать, помимо полиции, военные. Полиция обратилась к жителям Парижа с призывом быть бдительными и, без особой необходимости, не выходить из дома. Генсек ООН резко осудил теракты и потребовал освободить заложников. Факты будут множиться, к сожалению. Прямой связи с ИГИЛ на данный момент нет, есть лишь косвенные неподтвержденные признаки.

После первой реакции (шок, боль, скорбь и бессилие), наступает потребность все-таки знать, кто, почему и с какой целью сделал это. Сейчас трагические события еще в развитии, нет полной информации, поэтому мои выводы очень предварительные. Объясню лишь, почему так важно докопаться до сути, — чтобы предотвратить новые теракты и  избежать новых жертв. В том числе, и в Украине.

  1. Версия об ИГИЛ. Лежит на поверхности, тем более, был террорист-смертник и вторично подверглась атаке редакция журнала Шарли Эбдо, где исламские террористы — объекты для карикатур. Распространяются непроверенные данные о том, что террористы якобы выкрикивали «это вам за Сирию!» и делились фотографиями последствий терактов в социальных сетях. Агентство ФранцПресс сообщает со ссылкой на очевидца, что террористы кричали «Аллах акбар!». Захват заложников в концертном зале  Батаклан до ужаса похож на аналогичную трагедию в Москве («Норд-Ост»), да и серия терактов в различных районах столицы одновременно что в Москве начала 2000-х, что в Париже 2015-го слишком схожи. Как сказали бы следователи, почерк сходен. В любом случае, и тогда, и теперь первая же версия — исламисты. Но  есть и отличия. Пока что в Париже террористы не выдвигали никаких требований, во всяком случае, публично. Есть сходство парижских терактов с трагедией в США 11 сентября 2003 года: и тогда, и теперь террористы тщательно подошли к выбору даты: тогда цифры даты 911 означали телефон Службы спасения (в США), сейчас пятница, 13-е ноября, для многих французов пятница, 13-е несчастливое сочетание (есть версия, что считается «несчастливым» потому, что король Филипп Красивы в этот день арестовал ареопаг тамплиеров). Психологическое воздействие было точно рассчитано, теракты тщательно планировались и разрабатывались. Маленькая организация организовать и — главное! — реализовать операцию такого масштаба и такой степени координации. Следовательно, речь идет о мощной, скорее всего, транснациональной структуре с мощной финансовой подпиткой. Но есть и сомнения. Какая выгода ИГ от терактов в Париже? Она есть, но минимальна. Теракты приведут к новому уровню ужесточения антиреррористических мер и, вероятно, сплотят Антитеррористическую коалицию. Безусловно, теракты продемонстрировали мощь ИГИЛ и стали вдохновляющим примером для террористов (особенно смертников, т. к. террористическая организация начинает разрушаться изнутри, если не будет осуществлять новые теракты). Однако в таком случае эта организация должна была бы взять на себя ответственность за теракты. И террористы уже заявили о параллелях между 11 сентября и 13 ноября.
  2. Версия о третьей стороне. Возможно, я слишком эмоциональна, когда пишу эти строки, но назойливо бьется мысль, что теракты косвенно принесут внешнеполитические бонусы России. РФ, наряду с другими странами, выразила сочувствие Франции. В этот момент Россия не воспринимается как агрессор, оккупировавший территорию Украины, не воспринимается и как угроза целостности ЕС, поскольку, появился новый, куда более мощный, враг. Скорее всего, Владимир Путин ухватится за возможность поговорить об исламском терроризме, от которого страшно пострадала Россия, и на такой волне частично вернуть статус РФ как ведущего борца с терроризмом (что прикроет «тыл» России в Сирии или хотя бы отвлечет внимание от сирийского узла). Не хочу сказать, что Россия может быть причастна к организации терактов (хотя допустимо все), но свои бонусы она точно попытается получить. В пользу версии о третьей стороне (не обязательно, впрочем, РФ) говорят и такие детали. Один из мощнейших взрывов и густой обстрел случились на товарищеском матче (футбол) команд Франции и Германии. Франция и Германия в ЕС являются своего рода тандемом-движком, и для разрушения Евросоюза в его нынешнем виде первым шагом необходимо разбить данный тандем. В результате теракта могли пострадать как президент Франции, который был на матче, так и министр иностранных дел Германии, тоже присутствовавший на стадионе. С учетом того, что присутствие на матче первого лица страны означает повышенные меры безопасности охраны, можно предположить, что, либо «проворонила» служба безопасности, либо теракт был осуществлен не без участия или ведома службы безопасности. Во всяком случае, и у президента, и у министра могли возникнуть вполне обоснованные подозрения, а это серьезный клин для и без того непростых отношений между двумя государствами. Ангела Меркель успела быстро среагировать и осудила террористов, выразила поддержку народу Франции.
  3. Версия о европейских корнях. Циничная версия, которая вряд ли будет озвучена. Не исключено, что в ЕС есть некие силы или структуры, которым выгодно чрезвычайное положение во Франции (скорее всего, в перспективе и по всей территории ЕС). Такие структуры могли бы вступить в сговор с террористами. Косвенно закрытие границ решит несколько проблем, в том числе, проблему мигрантов, и отложит на неопределенный срок решение актуальных вопросов расширения Евросоюза и (для Украины) введения безвизового режима. Такие циничные структуры могут быть связаны с не менее циничными руководителями отдельных государств (в том числе, с РФ).
  4. И только одной версии парижских терактов не может быть. Это версия о случайном стечении обстоятельств или террористах-одиночках.

Для Украины парижские теракты могут иметь серьезнейшие последствия. Во-первых, приостановятся или будут отложены вопросы по безвизовому режиму (возможно, и некоторые другие направления сотрудничества). Во-вторых, наша страна вряд ли может рассчитывать на поддержку ЕС (оружием, например, и деньгами) в случае возобновления военных действий в зоне АТО. О реальных действиях по возврату Крыма, замечу, в таких обстоятельствах вряд ли можно будет вообще говорить с руководителями европейских государств. Это значит, что саммит G-20 для Украины будет менее успешным, чем желалось и предполагалось. В-третьих, теракты в Париже будут иметь резонанс в украинском политикуме в том смысле, что начнутся дебаты о террористических угрозах для нашего государства, что расколет политикум, но и отвлечет от тарифных и ценовых тем и проблем.

В заключение, еще раз выражаю соболезнования народу Франции и ЕС, скорблю по погибшим и надеюсь, все-таки, надеюсь, что террористы, с какими бы намерениями они ни действовали, понесли заслуженную кару.

 

Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

 

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »