Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Турецкий гамбит России-2

Ситуация вокруг сбитого Турцией российского самолета развивается в лучших традициях голливудских триллеров. Реджеп Эрдоган не просто отказался извиняться за сбитый российский самолет, но и пригрозил продолжать в том же духе. Тем временем, президент РФ Владимир Путин, сбавив тон, заговорил об извинениях и о компенсациях. Иными словами, дал понять, что готов уладить дело мирным путем. Кажется, напряженность частично рассеялась: США дали понять, кто модерирует события в Сирии (и кому лучше на чужие территории не лезть), Турция довольна проявленными воинственностью и смелостью, Украина тихо надеется, что, пока крупные государства будут заниматься друг другом и геополитикой, у нее появится хотя бы передышка.
Умиротворение кажущееся. И оно куда страшнее самых жестких заявлений, страшнее даже новых жертв. Потому что, проблема, эпизодическим проявлением которой стал инцидент в небе то ли Турции, то ли Сирии, не решена. Стороны взяли паузу, чтобы обдумать случившееся.
Судя по забиячеству (иначе не назовешь) турецкой стороны, она ощущает серьезную поддержку. Сама Турция не стала бы открыто выступать против России. В свою очередь, выпад Турции поверг в ступор силовую верхушку Кремля, поскольку, иного выхода, кроме сдержаться, у Владимира Путина просто не было. Но есть еще Франция. Президент Франции Франсуа Олланд намерен приехать в Москву и обсудить вопросы антитеррористического сотрудничества с РФ. В переводе на практический план, получается интересная картина. Во-первых, окрик Барака Обамы явно обозначил когорту «ястребов» в НАТО. «Ястребы» перешли в наступление, что, учитывая грядущие выборы в США, не есть удивительно. Настораживает другое, а именно, — согласие российской стороны практически без особого возмущения проглотить ощутимый пинок.
На данный момент, Россия вынуждена будет действовать в Сирии очень аккуратно. Что полностью отвечает интересам США в данном регионе. Долго ли это продлится? Паззл бы сложился, если бы не Франция, которая предпочтет сотрудничать с РФ, чем иметь на своей территории не только арабских, но и чеченских (или русских) террористов. Судя по всему, сирийский узел мало интересует Евросоюз, особенно те страны, которые благополучны и респектабельны. Франция, отличавшаяся жесткостью по отношению к террористам, наверняка на упустит случай, в свою очередь, немного отыграться на США. И, наконец, Германия также склоняется к политике умиротворения, не желая новой мировой войны. Таким образом, в том же НАТО есть как «ястребы», так и «голуби». Выведя внутренний конфликт альянса наружу, США вынудили всех членов Альянса сгруппироваться, но не факт, что сплоченность продлится достаточно долго. А у России появится шанс сыграть на внутренних противоречиях и, если и не отыграться, то, по крайней мере, попробовать взять реванш.
Лично меня смутил выживший штурман Су-24. Даже не то, что он говорит, поскольку, со времен «пленок Мельниченко», ни одна запись, что видео, что аудио, не может являться стопроцентно достоверной. А то, что штурман остался в Сирии «вернуть должок». Иными словами, в Сирии возможна внезапная провокация. Она будет неожиданной и дерзкой, как и турецкий гамбит. Судя по несдержанности Эрдогана, его всерьез обеспокоили как настроения общества Турции, так и тактика ареопага НАТО, по сути, натравливающего Турцию на Россию. Видимо, он начинает понимать реальную угрозу.
Потому что, в ситуации «все зависло», контролирует процесс тот, от кого ожидают ответных действий. У России, как минимум, два варианта: устроить провокацию в Сирии и изобрести нечто кровавое в Крыму. Связь между энергоблокадой и турецкими выстрелами, при желании, можно доказать (даже если таковой нет), а из Крыма досаждать Турции куда удобнее, чем из Сирии. Кроме всего прочего, можно одним махом достичь двух целей: нервировать Турцию и контролировать юг материковой части Украины. Для нас, безусловно, вариант «удар из Крыма» наихудший. Но многое свидетельствует о том, что Крым готовят к тому, чтобы превратить в плацдарм. В этой связи, наводит на полозрения синхронизация энергоблокады (рост антиукраинских настроений на полуострове) и расстрел Су-24 (рост антиНАТОвских настроений в России). Именно такой Крым, отрезанный от энергоснабжения, идеальная площадка для размещения воинских подразделений: сначала под видом отрядов МЧС, затем придумают еще что-то.
Но Владимир Путин играет не с огнем, а с атомным реактором. Сейчас, когда все участники и заинтересованные стороны сказали свое слово и инициатива у него, президент РФ может войти в историю как человек, развязавший ядерную войну. Такой славы он явно не жаждет. Но и выбор не особенно велик: даже чуть-чуть изменив имиджу завоевателя («мочить в сортире»), он рискует утратить сначала уважение военных, затем поддержку генералитета.
Пока гиганты геополитики размышляют, нам куда важнее, что турецкий гамбит сулит Украине. Сейчас мы вроде бы присоединились к НАТО, морально, закрыв воздушное пространство для российских самолетов. Во-первых, из солидарности. Во-вторых, и эта причина куда весомее, из-за угрозы вероятных провокаций. Представьте, что над Украиной упадет какой-то российский Су? С Украиной Кремль церемониться не станет. И то, что Генштаб ВСУ запретил стрелять украинским военным во исполнение Минских соглашений, лишь выдает обеспокоенность США возможным обострением ситуации. Судя по всему, обсуждая Сирию и все, с ней связанное, Барак Обама и Владимир Путин затронули и Украину, причем, российская сторона могла, как привычно, посетовать на невыполнение нашей страной Минских соглашений. Пришлось издать приказ, чтобы доказать – выполняем. Позиция США в этом эпизоде настораживает, так как, Штаты предпочти лишний раз ничего не обострять.
Для Украины, для украинской власти, происходящее может стать хорошим уроком, как нужно защищать государственные интересы. Тут бы сплотиться и выступить единым фронтом, мощной командой, пока крупные игроки в нерешительности. Однако внутренне разобщенная украинская власть, где лишь нарастают противоречия, пока что не способна даже внятно сформулировать, в чем заключаются интересы государства «Украина» и украинского народа. И, в силу этого, упускает, возможно, уникальнейший шанс вернуть аннексированные территории и войти в ЕС, а также, не исключено, в НАТО.

Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »