Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Путину необходим римейк подвига «блокадного Ленинграда», поэтому он не решает проблемы Крыма

Крым-ТемнотаСитуация с электроснабжением Крыма больше укладывается в концепт «блокадрый Ленинград», чем в «воссоединение народов», потому что, проблемы полуострова не решаются, а искусственно обостряются. Вместо помощи России Крым получил марафон испытаний, а крымчане – сомнительную перспективу стать бытовыми подвижниками во славу РФ. Ничем иным логически объяснить отношение Кремля к полуострову невозможно.
На рубеже 2015 и 2016 годов президент РФ Владимир Путин лично издал распоряжение поинтересоваться мнением крымчан, хотят ли они украинский свет или готовы терпеть 3-4 месчца «временные перебои» в электроснабжении. Несмотря на признаки фейковости опроса от 31 декабря 2015 года, результаты «волеизъявления» обрели статус чуть ли не официальных. Во всяком случае, именно на них сослалась российская сторона при отказе подписать контракт с «Укрэнерго» о поставках электроэнергии в Крым. В тексте контракта Крым назван украинской территорией, что в перспективе могло бы дать зацепку Киеву для судебного процесса по принадлежности полуострова. И, разумеется, крымские симпатики России готовы терпеть без света до лета (провалив, на минуточку, новогодний сезон), лишь бы не дать Украине эту зацепку.
Однако при ближайшем рассмотрении, вся история с «опросом» кажется не столько скверным анекдотом, сколько серьезной идеологической подготовкой к дальнейшим событиям в Крыму. В связи с тем, что происходит с полуостровом и на полуострове, вспоминаются слова из новогоднего обращения Владимира Путина о единении во благо России и о «великом примере» тех, кто воевал в Великой Отечественной войне. Как мне кажется, позиция «великий пример» заслуживает более пристального внимания применительно к Крыму.
Россия очевидно устала и от экономических эффектов от санкций Запада, и от падающей нефти, и от того, что присоединенные и полуприсоединенные территории не принесли никакой пользы, кроме вреда. «Серая зона» на материковой Украине оттягивает силы и средства, и ручьи контрабанды не компенсируют потери. Между тем, широкую всероссийскую поддержку Крыма также организовать не удалось (замечу, в отличие от волонтерской поддержки украинскими гражданами украинской армии). Не получилась и имитация надежного тыла для российских военных, двусмысленность которых слишком очевидна, а дипломатическая игра Путина слишком петлиста для таких идеологических конструкций. На данный момент, россияне терпят. Но кредит терпения не такой уж и длинный. Если Россия начнет медленно закипать, Владимиру Путину будет невозможно контролировать этот процесс. Учитывая, что сразу несколько фигур из его окружения, а также отдельные губернаторы стараются (и не без успеха) нарастить рычаги влияния и на армию, угроза распада серьезнее, чем кажется даже нам. Единственный способ затормозить распад, не позволить, чтобы недовольство граждан перешло «красную черту», — дать народу пример подвига. В Великую Отечественную войну таким подвигом был блокадный Ленинград, пытки жителей которого, их мужество и их муки поражали даже фашистов. У Иосифа Сталина был неубиваемый аргумент для ответа тем, кто жаловался на тяготы войны: жители города имени Ленина остались до последнего верны Советскому союзу. Иными словами, государство выше жизни.
Нечто подобное необходимо сейчас Владимиру Путину. Мне кажется, есть ряд сигналов, что Крым будет превращен в «блокадный Ленинград». Во-первых, эта недавно присоединенная территория мало связана с материковой Россией и многими воспринимается как «условно своя». Следовательно, уровень сочувствия к крымчанам со стороны россиян будет ниже, чем к согражданам с материка. И нет угрозы переброса возмущения страданиями крымчан на кремлевскую власть. Во-вторых, Крым слишком сросся с Украиной, что позволяет любые проблемы, вплоть до отсутствия в магазинах тех или иных товаров и продуктов, кивать на Киев и умывать руки. Поставки электроэнергии – идеальный вариант, потому что, Россия красиво умыла руки, продемонстрировав, что Украина пользуется страданиями крымчан, дабы вернуть полуостров себе. В-третьих, в силу географических причин, недовольство крымчан, даже критической силы, не будет иметь никаких негативных последствий на материковой части России и, соответственно, не составит угрозы Кремлю. В-четвертых, страдания крымчан послужат наглядным примером вроде «они готовы терпеть ТАКОЕ за Россию, а вы?»
В пользу сценария «блокадный Крым» говорит и то, что Россия могла и должна была подготовиться к энергетической, морской, товарной и всем видам блокад полуострова и заготовить планы «В» и «С» и даже сделать все для их реализации. Проложить энергомост, завезти на полуостров генераторы, запастись продуктами питания и необходимыми товарами. Во всяком случае, даже египетские фараоны делали это перед вероятными угрозами. Кремль ничего подобного не сделал. Следовательно, ожидал, когда украинская сторона отважится хоть на малюсенькую блокаду. Как известно, Россия такого повода дождалась и радостно развернула пропагандистский сериал о великом подвиге, действующими лицами которого будут все крымчане, по своей воле или против таковой. Сложно сказать, каким будет гонорар, но прибыль с сериала Кремль уже снимает.
Для Украины есть небольшой «плюс». Он заключается в том, что многие крымчане во тьме прозреют. Не с этим ли частично связан неожиданный демарш крымских татар по поводу морской блокады Крыма?
Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »