Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

В Украине не исключен референдум по поправкам в Конституцию для урегулирования конфликта на Донбассе

vybory_25В пятницу, 15 января, лидер фракции РПЛ Олег Ляшко на своей страничке в социальной сети высказал, предположение, что власть готовит закрытое голосование поправок в Конституцию. Цитата поста: «За моєю інформацією, влада розглядає варіант голосування змін до Конституції в таємному режимі, як Турчинов колись протягнув закон про особливості місцевого самоврядування на Донбасі. Якщо буде таке голосування — такої наруги над законом і правом цивілізований світ ще не бачив. Зміни до Конституції України — в таємному режимі?! Янукович, Гітлер і всі інші диктатори світу разом узяті просто відпочивають. До таких махінацій влада вдається, бо в неї немає 300 голосів «за» особливий статус для Донбасу». В свою очередь, пресс-секретарь спикера ВР Владимира Гройсмана Дмитрий Столярчук ответил, что «мені почали телефонувати журналісти з проханням прокоментувати, що у Верховній Раді ніби-то готується таємне голосування щодо змін до Конституції. Був дуже здивований такими запитаннями. Не знаю, хто запустив ці безпідставні чутки. Процедура внесення змін в Конституції чітко регулюється як регламентом, так і самою Конституцією , і відхилення від цієї процедури просто неможливі».
Казалось бы, вопрос закрыт, просто очередной эпизод пиара от радикалов, которые, кстати, из-за покушения на Сергея Рыбалка вообще были героями дня.
Если отбросить пиар-шлейф, в сценарии закрытого голосования поправок в Конституцию Украины нет ничего невозможного. В ходе пресс-конференции 15 января президент Украины Петр Порошенко особенно акцентировал внимание на слаженной работе коалиции, которая должна выполнять Коалиционное соглашение и на скорых перестановках в правительстве. Если бы не Грызлов-Минск-Калининград, можно было бы считать эти фразы обычными ритуальными.
Но, как мы уже предполагали ранее, переговоры об урегулировании конфликта на Донбассе стремительно вышли на финишную прямую. Нефть обвалилась ниже 29 долларов США, Путин в таком коридоре особенно податлив, однако для всех участников процесса очевидно, что так долго продолжаться не может: или сейчас – или…. Альтернативы видятся в мрачном свете.
Если представить на минутку, что залогом успеха мирного урегулирования на Донбассе являются конституционные поправки, становится понятно, почему Олег Ляшко выскочил с очередной «сенсацией». Времени практически нет, и коалиция, естественно, начнет шантажировать Банковую. Ради такого случая Порошенко наверняка распотрошит Кабмин (для чего полупарализованное правительство, собственно, и оставляли в живых). «Самопомощь» потребует перевыборов в Кривом Роге, РПЛ и «Батькивщина» составят список своих пожеланий, и этот список вряд ли будет скромным. Удовлетворять аппетиты нужно будет быстро и без особых споров. «Дубинка» от в виде наездов со стороны правоохранительных органов вряд ли подействует. Единственная альтернатива кормлению коалиции – ситуативный альянс с «Оппозиционным блоком» и депутатскими группами. Но у БПП, во-первых, не все поддержат поправки (симптоматичен уход из фракции Николая Томенко), во-вторых, 300 голосов не найдется даже при безоговорочном «да» от пропрезидентской фракции, «Оппо-блока» и групп.
И единственный вариант сделать все быстро и красиво – голосование в «закрытом» режиме. Сложность в том, что итоги такого голосования могут быть легко оспорены, что грозит возникновением очередного юридического казуса.
Вопрос в том, решится ли Петр Порошенко на голосование в экстрим-режиме. Несмотря на то, что решения, принятые в закрытом режиме, были подвергнуты критике, они все же действуют. Сложность в том, что речь идет о Конституции Украины, к которой у парламентариев отношение трепетное: закон можно переписать, Основной закон – тоже можно, но многократно сложнее. Поэтому закрытое голосование негативно будет воспринято как украинскими гражданами, так и зарубежными партнерами. В то же время, закрытое голосование – это крайнее решение, которое имеет больше негативов, чем позитивов, даже ситуативных.
Здравой альтернативой такому голосованию выглядит референдум. При определенной формулировке вопроса (или вопросов) вполне реально спрогнозировать результат. Референдум об особом статусе Донбасса (на чем, надо полагать, настаивает Россия) был бы сильным аргументом для РФ, если бы Банковая не хотела ни в какую соглашаться на такие смутно-сомнительные определения. Но при благоприятном для Украины развитии событий тот же референдум стал бы великолепным средством убеждения для Верховной Рады поддержать поправки в Конституцию. Оппозиция, кстати, смогла бы замечательно пропиариться перед очередными (или внеочередными) парламентскими выборами. В любом случае. референдум оставляет больше пространства для маневра в переговорах, по сравнению с закрытым или даже открытым голосованием.
Петра Порошенко вынуждают действовать быстро и явить слаженность украинского политикума во всей красе. Но этого у нас, исходя из мощных демократических традиций, в принципе не может быть. Следовательно, играя по правилам другой или третьей стороны, такой игрок заведомо проигрывает. Ведь полностью процесс (и, как следствие, результат) контролирует только тот, кто пишет правила и может их менять. Полагаю, ключевая ошибка украинской стороны в переговорах заключается именно в этом. А также в том, что президент Украины не решится на референдум: затратно, хлопотно, долго и «народ от выборов устал». То, что народ устал от головотяпства властей, от внутренних розней и внешних давлений, к сожалению, принимается во внимание лишь во вторую очередь.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »