Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Затруднились отвечать: коалиция рассыпалась, чтобы уйти от ответственности за ухудшение ситуации в стране

1442501843-811618 февраля де юре парламентская коалиция «Европейская Украина» перестала существовать в составе пяти фракций, и никто из теперь уже бывших партнеров не пролил по этому поводу ни одной слезинки. Мы можем предположить, причина этому одна – все вздохнули с облегчением, так как, виновником распада является «Самопомощь», а ответственным за ситуацию в стране – Арсений Яценюк. Все остальные вновь белые, пушистые. Причем пушистость тем больше, чем убедительнее представители тех или иных политсил представят себя преданными, обманутыми в лучших чувствах и т. д. и т. п.
На самом деле, распад коалиции был изначально заложен при ее создании плутованиями, которые рано или поздно сдетонировали бы. Удивительно, что коалиция просуществовала так долго. Объяснение, опять же, одно: внешнее партнерство, необходимость «держать» проукраинскую коалицию на мировой арене имитацией единства, слаженности и заточенности исключительно на интересы страны и народа. В таком случае, почему сейчас, когда поддержка внешних партнеров перешла в открытое давление, коалиция распалась легко, как карточный домик?
В давлении кроется одна из причин. Но вернемся к коалиционному соглашению. Когда премьер обещал парламенту написать план реализации реформ, он мог со спокойной совестью взять то самое коалиционное соглашение, поменять даты и титульную страницу, потому что, взаимные обязательства реализованы на 20%, в лучшем случае. Да и то потому, что Европа требует. Партнеры по парламентскому большинству только то и делали, что показывали характер. Если на минутку допустить, что они все прониклись судьбой страны, общий язык нашли бы быстро. Вместо этого начался дележ сфер влияния, и результаты нескольких переделов таковы, что не устраивают никого.
Радикальная партия Олега Ляшко убоялась повторить судьбу «Нарфронта», после ротации лидера фракции особо чутко улавливавшего сигналы со стороны главы государства и его ближайшего окружения. Делить неизбежные негативы радикалы также не захотели и ушли в оппозицию. Что, впрочем, сказалось на их рейтинге, но не так и мощно: на пятки наступают «Свобода» и псевдорадикальные «Партия простых людей» и прочие.
«Самопомощь» сразу обозначила в коалиции свое особое положение. То, что далее интеллигентность и рафинированность обернулись против политсилы, значительно сузив пространство для маневра (что сказалось и еще скажется в Кривом Роге), наверное, просчеты политтехнологов «Самопомощи». А то, что фракция вовремя не среагировала на кризис и последней покинула коалицию, тем самым став гробовщиком «Европейской Украины», четко обрисовывает функциональность, жизнеспособность и «зубастость» политической силы. Когда в партии несколько голов, и они спорят интеллигентно, получается то, что получается. И то, что «Самомопощь», поторговавшись у президента и не получив желаемого, ушла, является скорее жестом отчания: они до последнего надеялись на реальные предложения и торги, но не получив ничего, должны как-то оправдать оттяжку во времени.У «Самопомощи» был бы шанс договориться с остатками УДАРа, если бы Андрей Садовой не обиделся на Виталия Кличко за АГУ. Теперь эта возможность малореальна.
«Батькивщина», со своейственной Юлии Тимошенко категоричностью и тягой к риску, поставила все на кон – и проиграла. С самого запуска этой коалиции окружение Тимошенко, да и она сама, намекали на премьерские претензии. Одно время ее премьерскую игру поддерживал Олег Ляшко. Не исключено, он и вышел из коалиции первым, чтобы сколотить новую, под премьера Тимошенко, торжественно преподнеся ее на расписном блюде в день назначения леди Ю. Но все пошло не так, как предполагалось, и Тимошенко на данный момент – не премьер. Она еще пытается доиграть, переиграть, обыграть, но сама понимает тщетность любых усилий. Даже если один из предложенных ею вариантов сработает, любой студент-юрист оспорит таковой в суде. И выиграет дело.
Теперь о внешнем давлении. Грустно и горько об этом писать в день памяти Небесной Сотни, в день расстрелов, кровавой межи украинской новейшей истории, но тренд есть тренд: Россия смогла если и не настроить проукраинскую коалицию против Украины, то охладит пыл евроинтеграторов. Во всяком случае, сейчас ЕС куда больше волнует проблема беженцев, чем Украина и конфликт на Донбассе. Воспользовавшись заминкой, Кремль напомнил Украине о долге в 3 млрд долларов США, запустил судебный процесс и тихой сапой дискредитирует реформы. Впрочем, с дискредитацией реформ Украина справляется и без сторонней помощи: процесс по стрельбам полиции 7 февраля в Киеве вряд ли упрочит позиции нью-копов в социуме и нанесет чувствительный удар по идее реформ вообще. Синхронно с этим, у кредиторов справедливый вопрос: на что потрачены деньги? Внятного ответа они получить не могут. Соответственно, охлаждение неизбежно.И если ранее, как только ЕС охладевал к Украине (вспомним, этот путь прошел Виктор Ющенко), действующий на тот момент президент вдруг переживал всплеск теплых чувств к России, то сейчас это сделать невозможно. Значит, нужно стимулировать щедрость западных кредиторов. Как? Перезагрузкой политикума, стремительным формированием понятной (для Запада) партийной системы, предсказуемостью и надежностью.
Именно поэтому президент Украины Петр Порошенко пока что не торгуется с лидерами фракций экс-коалиции, философски созерцая процесс распада таковой. Его интерес, как мы предполагали ранее, в досрочных выборах и единопартийной коалиции. По тойже причине, БПП в парламенте индифиррентнто отвергает любые варианты отставки Арсения Яценюка.
Сейчас обратный отсчет пошел: у парламента остается 30 дней, чтобы доголосовать несколько проектов и уйти на выборы. Судя по риторике, все довольны: ответственным за провал реформ, ушедшие непонятно куда транши и прочая остается премьер, правительство критикуют вдоль и поперек, а сами лидеры частично отбеливаются, в этом деле проявляя завидное старание.
БПП еще может привлечь на свою сторону РПЛ и восстановить коалицию, но зачем? Получить однонго ерепенистого партнера вместо двух других? Уж лучше выборы.

Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »