Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Почему парламент не бузит?

В Верховной Раде практически никак не отреагировали на серьезнейший прецедент с применением закона о «партийной диктатуре». Во вторник, 29 марта, с утра пленарное заседание было едва не сорвано блокированием трибуны для выступлений: сначала Егор Фирсов, затем его соратники подтянулись, — однако ни к каким серьезным последствиям блокада не привела. Спикер Владимир Гройсман, который к вечеру может стать премьером, заметил, что «вошел человек, который не должен быть здесь». Сам Егор Фирсов, не скрывая досады, заявил, что его борьба за демократию  только начинается. После чего, течение пленарного заседания вошло в обычное русло.

Тем не менее, важные нюансы все же есть. Во-первых, показательно, что депутатский корпус практически не возмутился тем, что жестко и не безупречно с точки зрения законодательства применены нормы закона 3700 и ст. 81 Конституции Украины. Если и было серьезное возмущение, оно нейтрализовано частично на ночных совещаниях, частично путем персональных уговоров. Таким образом, удалось добиться того, что ни одна фракция официально по существу не высказалась по данной ситуации. Единственным  исключением является выступление лидера РПЛ Олега Ляшко. Однако, с учетом того, что ранее как раз Олег Ляшко отстаивал закон 3700 (на уровне законопроекта), это выступление не стало ни резонансным, ни результативным. Во-вторых, отсутствие четкой реакции говорит о некоей растерянности политиков. Например, в каждой фракции, условно говоря, есть внутренняя оппозиция и пролидерские «штыки». И если внутренняя оппозиция не без оснований имеет причины опасаться закабаления, в то же время, она не обладает достаточным ресурсом, чтобы, по крайней мере, убедительно сформулировать свои претензии.  Почему? Любой камень в огород руководства партией будет рассмотрен как бунт против всей партии. Более того, пролидерские «штыки» постараются пресечь любые виды бунта в зародыше. Единственным способом выразить свою позицию является раскол партии и выход из нее. Но, с учетом вероятных выборов (или отсутствия таковых), неизвестно, где выгоднее пересидеть смутное время: в партии (перспектива пропорционалки на парламентских выборах реальна) или внепартийным. С другой стороны, как ни странно, и лидеры партий никак не выразили своего отношения к прецеденту, потому что, им сложно просчитать последствия. Вроде бы, однозначно выгодное применение нормы положений о партдиктатуре. Но у внутренней оппозиции осталось немало методов для борьбы. Например, не выходя из фракции, настаивать на демократии. Если лидеры партий применят принцип, описываемый подзабытым словосочетанием «демократический централизм»,  можно будет поставить вопрос о возврате к советскому прошлому. Видимо, до этого дойдет. И, конечно,  цементируемая изнутри такими методами политическая партия становится крайне уязвимой извне. На данный же момент, те, кто заинтересован в цементировании партий и партийной системы в Украине, рассыпали по парламенту достаточно «конфеток», чтобы угомонить внутренний ропот.

Тем временем, в Верховной Раде все же вызревает нечто вроде бунта. Это и исход депутатов из фракций БП и «НФ», и резкие заявления, которые, после формирования коалиции и правительства, последуют из среды оппозиции и внефракционных. Далее все будет зависеть от особенностей коалициады и кабминиады: если все аппетиты будут сносно удовлетворены, ропот ограничится судебными исками и несколькими пикетами. Если же нет, особенно в случае непредвиденных поворотов сюжета с Генеральным прокурором,  партдиктатура может стать удачной темой для формирования широкого фронта сопротивления. Как образно заметил Олег Березюк, «сфинкс выходит из тьмы, сфинкс олигархата».

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »