Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Киеврада в ступоре: «Солидарность» против «Солидарности»

Фото пресс-службы ВО "Свобода"
Фото пресс-службы ВО «Свобода»

Ступор Киеврады вызван не столько противостоянием власти и оппозиции, сколько ожесточенными «разборками» в окружении киевского мэра, а также сложными взамиоотношениями УДАРа с БПП. 17 мая пленарное заседание не состоялось, но работа вряд ли возобновится в ближайшие дни: это выгодно не только оппозиции, но и провластной фракции. Если депутаты все же начнут работу, восстановение статуса кво продлится недолго.

Накануне, несмотря на насыщенный график работы постоянных комиссий Киеврады, депутаты не сомневались в срыве заседания. Александр Пабат от «Солидарности» даже подвел под ожидаемый срыв мистическую составляющую (энергетика цифры 4), заметив, однако, что это выгодно тем, кому «чем хуже – тем лучше». Только вот кому лучше? Ответ на этот вопрос не так однозначен, как кажется.

Реакция на срыв заседания провластной фракции «Солидарность» была предсказуемой. И лидер фракции Андрей Странников, и депутат Олесь Маляревич утверждали, что это чистой воды популизм, выгодный тем, кому «чем хуже –тем лучше». Юрий Сиротюк от фракции «Свобода» оппонировал тем, что депутаты отстаивают (в прямом смысле слова) правду и справедливость. К «Свободе» тезисно присединилась и фракция «Батькивщина». Татьяна Мелихова прямо указала на одного из заместителей Виталия Кличко как на человека, допустившего вооруженных «титушек» в Киевраду, и призвала к ответу.

Мы помним, что предыдущее заседание Киеврады было полностью посвящено инциденту 21 апреля, когда «титушки» избили депутатов от «Свободы». На экстренном Согласительном совете договорились начать следующую пленарку с конкретики по тем событиям, так как, 12 мая ничего существенного ни от правоохранителей, ни от мэра не добились. Как рассказал Юрий Сиротюк в кулуарах Киеврады 17 мая, не ожидалось конкретики и в этот раз. Именно поэтому фракция и заблокировала трибуну.

Естественным ответом «Солидарности» было бы опровергнуть напрямую слова Юрия Сиротюка. Однако Виталий Кличко, вскользь упомянув о «глубоких проверках», акцентировал внимание на «политических игрищах». Как мне кажется, этот момент ключевой для понимания причин ступора Киеврады, по крайней мере, с 12 по 17 мая.

Вернемся в дождливое утро 17 мая. Фракция «Свобода» блокирует президиум с конкретными требованиями: дать четкие ответы, покарать виновных. Наказать виновных чуть позже требует и Таттьяна Мелихова. Надо полагать, того же мнения придерживается и вся фракция «Батькивщина», с учетом ее дисциплинированности. Оппоненты оценивают такие действия как «нагнетание ситуации ради роста рейтингов». Но тут же сами себе противоречат, так как, по словам Андрея Странникова, от ступора Киеврады рейтинги обваливаются у всех политсил, представленных в ней.

От себя добавлю, этому в немалой степени способствуют постоянные напоминания «Солидарности» об экономическом ущербе, нанесенном городу «блокираторами». «Свобода» пока что не сформулировала внятных ответов на эти упреки, отговариваясь протвиодействием бандитизму и поисками правды и справедливости, то есть, категориями более абстрактными.

При этом упускается из виду такой нюанс. Если бы провластная «Солидарность» захотела, заседание 17 мая состоялось бы, как и заседание 12 мая. Для этого необходимо было просто сдать «стрелочников» и, вместе с оппозицией, грозно отчитать представителей нацполиции и прокуратуры в Киеве, а затем сформировать ВСК и «похоронить» скандал. А, добавив неофициальные гарантии личной неприкосновенности депутатов, в том числе, оппозиционных, «Солидарность» сделала бы работу Киеврады бесперебойной.

Вместо этого, депутатам от оппозиции предлагается начать трудиться с видами на избиение, если они чем-то кому-то не угодят. Тактически «Свобода» действует абсолютно верно: если не докопаться до истины или, по крайней мере, не вытребовать головы виновных, избиение в воспитательных целях повторится, и не раз. Тем более, «Солидарность», ранее спихивавшая «титушек» на «алкомайдан», теперь предпочитает не заострять внимание на этом деликатном моменте, хотя депутаты отлично знают, кто в Киевраде и КГГА «крышевал» акцию. Татьяна Мелихова назвала фамилию первого зама Кличко Геннадия Плиса, который был «на хозяйстве» в отсутствие УДАРного мэра 21 апреля.

И здесь вырисовываются сразу три любопытных интриги.

Первая. Как мы отмечали ранее и отметим еще раз теперь, если «Свобода» и «Батькивщина» спустят на тормозах данную ситуацию, им никто не гарантирует безопасности в будущем. Тупик осложнен тем, что, в данной системе координат, если провластная фракция выдаст виновных, она даст слабину и не сможет более таким способом воздействовать на депутатов. Внешне вокруг этого деликатного момента и ведутся основные консультации.

Вторая. Связана непосредственно с Геннадием Плисом. Толковый финансовый аудитор из команды Черновецкого, непотопляемый ни при каких последующих мэрах, имеющий неплохие связи в аграрном лобби (Николай Присяжнюк и неолатифундисты), он в окружении Виталия Кличко явно ориентирован на отслеживание серых и черных финансовых схем. Грубо говоря, на данный момент ситуация такова: отдельные участки курируются отдельными персонами, чьи интересы то пересекаются, то нет, но, в целом, столичной власти отводится сервисная функция «крышевателя». Киевская власть возжелала контролировать ситуацию или хотя бы предпринять такую попытку. Этому в немалой степени способствовали бы громкие дела против коррупционеров в этой же столичной власти. Видимо, с этой целью Геннадий Плис и назначен первым замом. Насколько известно, Геннадий Плис уже слегка потестил Игоря Никонова в деле управления районами (ротация глав РГА) и в сфере ЖКХ. Мы можем предположить, что кому-то это может не понравиться, как и то, что, вероятно, успел накопать Плис в сфере столичных финансов. У самого Геннадия Плиса, разумеется, теоретически могут быть связи с крупными МАФовиками или застройщиками, но на данный момент о таких связях ничего не известно и они не проявлены. Следовательно, напрямую организовывать акцию по избиению или «закрыть глаза» на таковую ему было невыгодно. А вот тем, кто желает его подставить, — очень даже да. В таком случае, «титушки» в КГГА закономерны как обязательный элемент «разборок» по переделу сфер влияния. Даже больше: само наличие «титушек» сигналит в пользу версии о переделе сфер влияния. И дело не в политических предпочтениях и не в целенаправленном усмирении оппозиции. Полагаю, и в «Свободе» понимают, что они стали удобной мишенью, их грубо использовали и, что печально, продолжают использовать. Еще печальнее, что у «Свободы», с учетом первой интриги, нет другого выхода, иначе ее попросту будут «молотить» те, кому необходимы мальчики для битья.

Как мне кажется, это уловила фракция «Самопомощь». Сергей Гусовский аккуратно призывает возобновить конструктивную работу, что очень созвучно со стенаниями Владимира Прокопива об утраченных из-за ступора Киеврады миллиардах гривен.   Похоже, «Самопомощь» пытается быстро сориентироваться и с минимальными рейтинговыми потерями выйти из сложной игры.

Третья. По большому счету, местного масштаба свара была бы давно, к Пасхе, разрешена (как и предполагалось), если бы не перепозиционировка сил в политикуме в целом, не усиление группы УДАР в Верховной Раде (Оксана Продан, возглавившая группу, стала замглавы фракции БПП) и не назначение нового Генпрокурора. Странно-обтекаемые ответы киевских представителей прокуратуры и нацполиции на вопросы депутатов 12 мая стали опасным сигналом для всех фракций Киеврады. Заметим, что депутатов отмолотили синхронно с избранием нового правительства. Не исключено, что УДАР получил предупредительный сигнал, и сейчас основательность этого сигнала доказали уклончивые ответы прокурора и главы киевской полиции. На них киевский мэр влиять не может. И бессилие Виталия Кличко в этих вопросах было ими продемонстрировано во всю ширь. Конечно, Виталий Кличко должен был и возмутиться, и мгновенно провести служебное расследование, но не сделал этого. Почему? Ведь этот логичный шаг и выдача «стрелочников» решили бы проблему. Очень похоже на то, что в ряде киевских споров были затронуты интересы видных представителей БПП или «полезных людей», с которыми велись и ведутся политические консультации.  В таком случае, бездействие Виталия Кличко и откровенное нежелание найти виновных понятны: он попросту не в силах этого сделать, так как, последствия могут быть непредсказуемыми.

По зрелому размышлению, пока длится эта разборка сразу на трех уровнях, в самой «Солидарности» предпочитают выдержать паузу. Время в данном случае работает на столичую власть: блокирует «Свобода», все грядущие неурядицы спишутся на нее, «Солидарность» же чиста и, что немаловажно, не замарана скандальными решениями (которые, в противном случае, пришлось бы принимать). Как ни крути, а резонансный вопрос о выборах райрад почти забыт, при работающей Киевраде пришлось бы к нему вернуться. Наконец, новых нюансов в ситуацию привнесла победа Украины в Евровидении. Поскольку Киев может стать принимающим городом, потенциальный рост прибылей ожесточит передел сфер влияния, что, естественно, скажется и на работоспособности Киеврады. Также не исключено, что киевская власть готовится к выборам. Не исключено, что именно к районным. В таком случае, в свете вероятного форсирования имплементации Минских соглашений Верховной Радой, бездействующая Киеврада выступает не столько убытком городу, сколько своеобразным гарантом спокойствия этого города. По крайней мере, пока конкурирующие «фирмы» в окружении Кличко не поделят между собой столицу с последующим одобрением центральной власти.

Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

 

Фото http://svoboda.org.ua/news/events/00020246/

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »