Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Точка оТпора: чем коалиция «посадила» оппозицию

Средний классПаралич работы Верховной Рады и-из-за блокады трибуны оппозицией был вылечен радикально, — депутаты коалиции в камуфляже, объявив происходящее преступлением «на руку Путину», обеспечили пленарную работу парламента в четверг утром. Возмущенные радикалы объявили «сидячую забастовку», а Юлия Тимошенко анонсировала формирование широкого оппозиционного фронта.  Масштабных потасовок не случилось.

Для Верховной Рады это несколько необычный сценарий возвращения в конструктивное русло. Во-первых, потому, что, если, как утверждают в коалиции, парламентская оппозиция пиарится для довыборов, то сдержанная реакция «Батькивщины», РПЛ и «Самопомощи» на обвинения в работе на руку Путину удивляет. Небольшая, но эффектная потасовка хоть частично оправдала бы безрезультатность усилий демократической оппозиции по защите интересов народа в тарифном вопросе. Особенно на фоне провального Тарифного шествия во вторник, 6 июля. Во-вторых, уступив давлению силы и сдав зал, оппозиция увязла во внутренних противоречиях. Так, например, «Самопомощь», накануне примкнувшая к блокирующим, в четверг вдруг озвучила свое неприятие блокады работы ВР, хотя с требованиями партнеров по оппозиции согласна и таковые разделяет.

Лишь отчасти такую уступчивость можно объяснить стремлением сохранить лицо перед госсекретарем США. Если Джон Керри глубоко интересуется работой украинского парламента, он в курсе особенностей функционирования этого коллегиального органа. В пользу коалиции сыграли иные факторы, что, в итоге, вылилось в первую серьезную тактическую победу парламентского пропрезидентского большинства. Тем более важную, что, в ЕС решается вопрос о безвизовом режиме для Украины, и новый положительный шаг сделан. Такое достижение минимизирует все негативы, в том числе, и — временно — от высоких тарифов.

Вернемся немного назад во времени, в среду, 6 июля. Тарифное шествие профсоюзов сотрясает воздух в правительственном квартале, шум слышен и в Кабмине, и в Верховной Раде. Представителей митингующих принимает премьер-министр. Владимир Гройсман предложил лидерам профсоюзов то, что ранее отвергла парламентская оппозиция, — Рабочую группу. Это первый удар по парламентской оппозиции. Дело в том, что тарифы – профильная тема профсоюзов. И каждый раз, когда возникает вопрос тарифов, профсоюзы принимают в различных акциях деятельное участие, обеспечивая, помимо прочего, массовость мероприятий. Поэтому политические партии привыкли сотрудничать с профсоюзами. Тем более это оправданно с учетом провалов Тарифного Майдана и от РПЛ, и аналогичных по тематике акций других политсил. Сейчас между профсоюзами и политпартиями вбит клин. Профсоюзы, отстаивая интересы трудового народа, в конкретных переговорах акцентируются на ставках оплаты труда, тарифной сетке и прочих профильных вопросах, по сути, обходя непосредственное обсуждение тарифов. И обычно удовлетворяются обещаниями повысить ставки оплаты труда, пересмотреть тарифную сетку и т .п. Собственно, профсоюзы и не должны прямо обсуждать тарифы, это вопрос уровня парламента. Активное участие профсоюзов, таким образом, становится палочкой-выручалочкой для правительства, поскольку, позволяет обойти прямое обсуждение тарифов. Палочка-выручалочка сработала и сейчас: Владимир Гройсман предложил создать Рабочую группу по проверке экономической обоснованности тарифов  — внимание! — с  2005 года. Если сопоставить эту важную подробность с заявлениями «депутатов в камуфляже» в четверг, 7 июля, утром в Верховной Раде об истинных преступниках, которые подписывали ранее «такие тарифы» с агрессором, картина заметно мрачнеет для одного конкретного политика, — для Юлии Тимошенко.

Юлия Тимошенко стала премьер-министром именно в 2005 году. Проверка тарифов с 2005 года может дать такие результаты, по сравнению с которыми померкнет даже «разоблачение» ВСК Богословской (после которого стартовал суд над Юлией Тимошенко). Если сейчас Рабочая группа докажет связь нынешних высоких тарифов, Тимошенко и агрессора Путина, ее политические перспективы устремятся к нулю, если не ниже. Это значит, помимо прочего, что политик Петр Порошенко не забыл, благодаря кому лишился поста премьера в 2005 году. А президент Украины, лидер БПП, отчетливо осознает, что высокие рейтинги лидера «Батькивщины» угрожают непосредственно интересам его людей, в том числе, и на довыборах в Верховную Раду.

Как всегда в угрожающей ситуации, Юлия Тимошенко поднимает шум и консолидирует единомышленников. Заявление ЮВТ 7 июля 2016 года о формировании широкого оппозиционного фронта как раз отвечает и обычной тактике действий лидера «Батькивщины», и тем угрозам, которые просматриваются лично для нее. Это отчаянная попытка «быть бы живу», потому что, о каких-либо победах речь не идет.

Вряд ли, если говорить о данной комбинации, речь идет о персональной или коллективной мести. Судя по всему, пропрезидентские силы максимально укрепляют свои позиции перед блицкригом. Во всяком случае, была проведена тщательная подготовительная работа. И есть результат.

В парламентской демократической оппозиции состоит не только «Батькивщина», но и РПЛ. Лидеру этой фракции нечего опасаться проверок тарифов с 2005 года. Более того, Олегу Ляшко такие проверки только на руку, потому что, создают предпосылки для существенного ослабления Юлии Тимошенко и «Батькивщины», чьи избиратели могут перейти и к РПЛ. Поэтоу он мог бы перехватить тарифное знамя. Но сделал это, также демонстрируя сдержанность. Почему?  Не стоит забывать о том, что дело депутата от РПЛ Игоря Мосийчука все еще рассматривается судом.  Это «крючок», который может дополнительно фиксировать фракцию на относительно умеренных позициях. Олегу Ляшко вряд ли так уж интересны довыборы в Раду. Ему вряд ли интересны и досрочные парламентские выборы, так как, тарифные маневры Тимошенко могли частично оттянуть к ней целевой электорат РПЛ.

Наконец, «Самопомощь». Эта фракция все чаще демонстрирует особое мнение в оппозиции, точно так же, как, на выходе из коалиции, все чаще выступала с особым мнением. Иными словами, своеобразие «Самопомощи» усиливается, когда противоречия с партнерами неумолимо стремятся к критическому уровню. Сейчас у «Самопомощи» сложный период, связанный как с негативными последствиями «мусорного скандала», так и с невнятностью в последнее время позиция столичной организации в Киевраде. «Самопомощь» вполне логично опасается раствориться в могучей харизме ЮВТ, поэтому старается, вопреки всему, сохранить идентичность, даже если для этого приходится совершать не совсем полезные для уровня поддержки тактические шаги. В данном случае, «Самопомощь» попыталась скрестить конструктив с возмущением. Получилась довольно невнятная позиция, которая вряд ли привлечет к данной политической силе заметное количество симпатиков. Несмотря на взвешенность и «европейскость» высказанного 7 июля «и вашим, и нашим», страсти по тарифам постепенно разогреваются так, что любе умеренные и умиротворяющие  тезисы могут восприниматься как предательство. Таким образом, «Самопомощь» в парламентской демократической оппозиции еще находится в поиске себя, следовательно, является условно нестабильным элементом. И на данный момент этой фракции, в силу стремления сохранить идентичность, не есть выгодно вступать в какие-либо альянсы на общих основаниях. Тем более, повторюсь, с ЮВТ.

В итоге, вырисовывается любопытная картинка. Юрий Луценко в бытность лидером фракции БПП, еще до переформатирования коалиции, в комментарии автору этих строк говорил о «внутренней оппозиции» этих трех фракций. И не исключи, что, если они выйдут из коалиции, то между ними все-таки возникнут трения и эти силы начнут определяться уже по отношению друг к другу. Похоже, прогноз сбывается: демократическую оппозицию в парламенте на данный момент сложно назвать монолитной, единой и, следовательно, влиятельной. При негативном восприятии социумом введения Верховной Рады в нерабочее состояние, демократическая оппозиция столкнулась с крайне ограниченным инструментарием отстаивания интересов своих избирателей. Альянс трех фракций и двух групп осложняется тем, что у субъектов сильны как личностные интересы, так и интересы политсил: провозглашая сходные лозунги, они уже конкурируют за одного и того же избирателя. И если позиционно в Верховной Раде им выгодно демонстрировать дружбу, на электоральных полях все может быть по-другому. И это, разумеется, охлаждает союзнический пыл.

Таким образом, демократическая оппозиция, если срочно не наработает новые приемы, останется разобщенной и, в силу этого, малоэффективной. Чем уже пользуются представители парламентского большинства.

Но диалектика парламентской жизни такова, что, как только парламентское большинство становится заметно сильнее оппозиции, трения начинаются в самой коалиции. Значит, шоу маст го он.

Лилия Брудицкая, ЗамПолит

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »