Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Осеннее обострение: глубинные мотивы сентябрьских политических драк

%d0%b2%d0%b8%d0%bb%d0%ba%d1%83%d0%bb-%d0%bf%d0%b0%d1%80%d0%b0%d1%81%d1%8e%d0%ba
Фото 112.ua

Вторая пленарная неделя сентября выдалась намного насыщеннее и динамичнее первой. Политики, что называется, «раскачались». И настолько, что некоторых занесло. Четверг ознаменовался словесной стычкой между Андреем Лозовым и Хатией Деканоидзе днем и дракой в эфире 112 между Владимиром Парасюком и Александром Вилкулом. В пятницу утром Алексей Гончаренко пошел с сухарями на весь Оппо-блок, имея в виду Николая Скорика. То, что марафон словесных баталий перешел в баталии физические, не есть неожиданность. Не столь важно, в конечном итоге, за что бились или ссорились политики. Гораздо серьезнее, каковы скрытые мотивы их поступков, ведь мы согласимся, что имели выплеск сильные эмоции, которые обычно сопровожда.т важные процессы. Следовательно, драки и пикировки выступили, в том числе, и ширмой для этих процессов.

Что любопытно, языки и кулаки у политиков в Украине зудят преимущественно весной-осенью. Почему? Можно бы объяснить психологическими нагрузками, особенно сейчас, на пороге финальной стадии Минского процесса. Однако это слишком просто и банально. Как и верить всем тем причинам, которые озвучивают участники баталий.

Осенью в Украине, в соответствии с Конституцией, бюджетный процесс. С учетом финансовой децентрализации, вопросы финансирования регионов и отраслей необходимо решить сразу на уровне Госбюджета. Именно поэтому каждый визит премьера в парламент вызывает аншлаги. Не далее как 23 сентября мы могли наблюдать рой просителей-ходоков у подножия премьерского кресла в зале заседаний Верховной Рады. Осень в плане финансов урожайна: сколько выбьешь – столько и получишь. Поэтому любые аргументы хороши для достижения цели. Упрощенно говоря, происходит дележка шкуры еще не убитого медведя. Весной, так же традиционно, Госбюджет корректируется, обычно в сторону увеличения доходов и расходов, что и порождает схватки за финансы. Нюанс в том, что, несмотря на твердые макропоказатели в проектах и Госбюджета (осень), и поправок к нему (весна), цифры имеют мало общего с реальными доходами-расходами (по статьям): помимо «гибких» статей, механизмов (ОВГЗ, векселя), практики списания долгов и сбрасывания трат на местные бюджеты (децентрализация) + чрезвычайно удобного механизма субвенций, «твердые» макропоказатели поддаются корректировке на уровне комитетов парламента. По умолчанию, сохраняются глобальные цифры, верхушка айсберга, остальное распределяется, по сути, в ручном режиме. Повторюсь, раздел госфинансов – это куда более точный прогноз для политиков на весь следующий год (минимум – до весны). Есть ради чего драться, ссориться и носить синяки и шишки. Так что, психологические проблемы политиков не имеют никакого отношения к дракам и словесным пикировкам.

На первый взгляд, бюджетными мотивами можно объяснить только стычки Андрея Лозового и Хатии Деканоидзе как выплеск сложной межведомственной войны «Аваков-Деканоидзе (Саакашвили)», надцатой серией которой стал арест экс-первого зама Николая Скорика по делу о пожаре во Дворце профсоюзов и поход Алексея Гончаренко с сухарями на весь Оппо-блок. Действительно, министерства и ведомства не отказывают себе в удовольствии через парламент откорректировать статьи расходов в нужном для себя направлении. (Тут, кстати, особая игра: в проекте траты занижаются, и – апорт, кто выгрызет суперприз). В данном случае, разыгрывается сложная схватка за Одессу (точнее, за реальный контроль над ОПЗ), «война правоохранителей» идет фоном, но все-таки ситуацию обостряет. От объема финансирования области напрямую зависит политическое и экономическое будущее бригады генацвалэ. Если принять как гипотезу, что предвыборная борьба в Грузии может разыгрываться и в Украине (вокруг Саакашвили), прямо его на затрагивая, но шарахая по Деканоидзе, к бюджетным прибавятся и весомые геополитические мотивы. Пунктирно и Генеральный прокурор Юрий Луценко пожурил Хатию Деканоидзе, дав, возможно, невольно, сигнал «можно». И Андрей Лозовой эмоционально среагировал. Кстати, в той короткой перепалке был настораживающий момент. Хотя Андрей Лозовой прямо не назвал Хатию «инородной», она бурно отреагировала, дав понять, что вопрос об «инородстве» и «варяжстве» все же поднимается и поднимается. Пока что, не публично. В перспективе, национальный вопрос, не характерный для Украины, может быть обострен. Например, для оттяжки внимания от тех же тарифов. На нем уже пытаются играть, частично оправдывая кривую преступлений.

Драка Владимира Парасюка и Александра Вилкула носила признаки постановочности, однако нельзя утверждать, что это чистая театральщина. Владимиру Парасюку необходимо было оживить свой имидж борца за справедливость, что он и сделал, а то комбатов в парламенте вроде бы и не видать, и не слыхать. Но его поступок мог иметь и бюджетно-политические мотивы. Помимо «выбивания» средств на воинов АТО (льготы и преференции), как состоящий во фракции БПП Владимир Парасюк своими кулаками мог, скорее всего, невольно, отвлечь внимание от слухов о переговорах между БПП и Оппо-блоком. Цель – поддержка Госбюджета. Из-за колебаний НФ, желания в АП провести ротацию руководства МВД (Аваков) и ожидаемой нехватки голосов под Госбюджет тактический альянс с ОП – единственный здравый выход. Такое проделывали, и не раз, многочисленные «оранжевые» коалиции. Тем более, других союзников, кроме групп (а их недостаточно при отказе или частичном отказе НФ), не просматривается. Косвенным подтверждением версии о бюджетно-политической подоплеке драки четверговой вечерней на 112 стала драка пятничная утренняя в Верховной Раде. Народный депутат Алексей Гончаренко (БПП) пошел в атаку на оппо-блоковца Николая Скорика, но забросал сухарями весь Оппо-блок. Однако в утренней пятничной драке довольно громко прослеживается и одесский мотив: лишение неприкосновенности Николая Скорика анонсировал Генеральный прокурор, для острастки и подтверждения серьезности намерений был арестован экс-первый зам, да и связанный с известным в Одессе Костусевым Алексей Гончаренко также мог иметь одесские интересы. И мы можем, правда, с умеренной долей вероятности, предполагать, что кресло Одесского губернатора вскоре станет вакантным и желающие «пристреливаются».

Не стоит упускать из виду и мотив пиара. Идея досрочных выборов продолжает владеть умами и сердцами. В любом случае, следует держать себя как лидера и свою политсилу в тонусе. Барометром вероятности выборов, точнее, желательности оных, служит Юлия Тимошенко. Она ринулась в судебные дебри ради пересмотра тарифов ЖКХ. Хотя в брошурке «Почему необходимо было менять цену на газ?», услужливо вброшенной в каждый ящик, речь идет о коррупционерах, делках, набивавших карманы (в каковые – карманы  текли миллиарды народные). Те, кто помнит Тимошенко не только как БЮТ и ВОНА, но и как ЕЭСУ,  прекрасно понимают, в кого метят невинные буклетики. Воюя с тарифами, она, помимо прочего, запасеется аргументацией на случай суда и новой посадки. Потому что, крестовый поход БПП против коррупционеров, особенно в газовой сфере, начинает тревожить ЮВТ не на шутку. В этом контексте, четверговая и пятничная драки отлично отводят внимание от «газовой принцессы», переключая его на противостояние «честная власть – коррупционеры Януковича», до той поры, пока, при необходимости, Тимошенко не привяжут к Януковичу. Зачем? Все просто: газовые переговоры между Украиной и РФ в разгаре. Тимошенко слишком влиятельна в газовой сфере (с прямым выходом на «Газпром»), чтобы она не была опасной. Игра котов с кошкой, которая изображает мышку. Оппо-блоку, кстати, пиар крайне нужен. Судя по готовности Вилкула «молотиться», тренд «избиение младенцев» был сочувственно воспринят целевым электоратом Оппо-блока. Клич «наших бьют!» мобилизует их, что и требуется ОП. Помимо этого, гонимые и избиваемые экс-«регионалы» будут «капать» в ЕС на конкретных лиц. Усмирение которых, к слову, может быть очень желательно и АП, особенно перед финалом Минского процесса.

В психологии принято считать, что, если начинается махание кулаками, это значит, что оппоненты исчерпали словесные аргументы. В украинском политикуме же как раз драки и словесные баталии становятся не эпилогом, а прологом серьезных разговоров. Судя по накалу, участники дискуссий пока не договорили(сь).

Лилия Брудницкая, эксперт Центра структурной политологии «Выбор»

 

 

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »