Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Огонь за стройки

Пожар на рынке сэконд-хэнд около станции метро «Лесная» внес ложку негативных настроений в день католического Рождества. Впечатление от пожара усугубилось ко второй половине дня, когда стало известно, что на пепелище найден труп женщины, предположительно, задохнувшейся от дыма.

Сначала о версиях. Несмотря на то, что, внешне, пожарище похоже на поджог, вероятна и версия короткого замыкания, неосторожного обращения с легковоспламеняющимися жидкостями и просто неосторожное обращение с огнем. В пользу того, что возможны естественные причины, косвенно свидетельствует вызов пожарных ГСЧС спустя значительное время после возгорания. Ведь специалисты приехали тогда, когда огонь и дым не только распространились на станцию метро «Лесная», но и угрожали повредить коммуникации станции метро. В связи с этим, были закрыты станции «Лесная» и близкая к ней «Черниговская».

Несмотря на резонансность, пожар вряд ли привлек бы внимание, если бы не побоище на другом рынке – радиодеталей и стройматериалов возле станции метро «Харьковская». Там во время демонтажа МАФов были стычки предпринимателей с «титушками», вмешалась полиция, но возмущенные предприниматели заявляют о воровстве в ходе демонтажа их МАФов. Примерно то же, только с задействованием не «титушек», а стихии огня, умноженного на обычную препраздничную халатность. Цель объединяет – зачистка «хлебных» территорий.

Предприниматели Киева (МСБ) готовят пресс-конференцию, связывая оба происшествия с намерением киевской власти «отжать» земли и передать их для постройки ТРЦ (с соответствующим «откатом»).

Кто хоть раз бывал около станции метро «Лесная», знает, что там нечто среднее между шанхаем и клондайком: приличные крытые ряды и павильоны соседствуют с самодельными киосками. Выгоревшее пространство – между входом и выходом из станции, рядом стихийный продуктовый рынок. Цены на продуктовом рынке возле метро «Лесная» едва ли не самые низкие в городе. То, что выгоревшие ряды сэконд-хэнд расположены рядом со стихийным рынком, говорит о дешевизне предлагаемого там товара.

И здесь нюанс. Не так много лет назад крупнейшим рынком сэконд-хенд в столице  был шанхай под мостом около станции метро «Шулявская». Рынок несколько раз пытались то снести, то облагородить, завершилось все крупным поаров и возведением благопристойных ларьков. Афроукраинцы и прочие «держатели» рынка переехали на метро «Лесная». С 2011 года их теснили и там, под видом облагораживания территории перед Евро-2012.

Внешне, если бы не избитые на рынке около м. «Харьковская» и труп около м. «Лесная», процесс ликвидации стихийных и прочих рынков в столице логичен: европейскому городу – европейский вид и европейскую торговлю. Однако что получилось после облагораживания территории около метро «Лесная»? Полупустые «благородные» киоски, потому что, аренда в них для предпринимателей дорога, приходится закладывать в цену товара, что, конечно, отображается на покупателях и, как следствие, на объемах продаж. В то же время, люди, в силу различных причин вынужденные искать «где подешевле», все равно будут отовариваться на стихийных рынках, на стихийных точках, а несанкционированных мини-торговых рядах и т.п.

И здесь широкомасштабное наступление киевской власти на рынки (в декабре было три разгрома – возле станций метро «Оболонь», «Харьковская», «Лесная») обретает философский подтекст.

Почему киевская власть так жаждет «облагородить» рынки? Почему именно рынки, а не, скажем, хрущовки с гнилыми коммуникациями, мусоросжигательные заводы, отравляющие воздух в городе, сгнивающие водоемы Киева? Потому, что с озер, хрущовок, дворов, водоемов ни одна затраченная на облагораживание гривна не вернется в городской бюджет. Разгром же рынка всегда (!) приносит прибыль: если вкладываются некие суммы в облагораживание территории, то растут ставки аренды в облагороженных киосках и павильонах, появляются основания намекать на «откаты». Если облагораживание ограничивается побелкой бордюров и стволов деревьев, все равно, одни предприниматели сменяются другими, за что с «новой волны» взимается мзда, как официально, так и нет. Да и коммерсантам попутно посылается сигнал, мол, не расслабляйтесь, в любой момент будете уничтожены, если не…А вот что «не», каждая властная команда формулирует по-своему.

Киевская власть прекрасно знает, что руководство  любым рынком втихую сдает площади под объекты торговли, не всегда фиксируя этот факт официально, что, опять же, сокращает налоговые поступления в городской бюджет. Поэтому никакой разгром не станет для руководства катастрофичным, следовательно, и массовых акций не будет. Возможно, одной из причин позднего вызова пожарных к метро «Лесная» стало и стремление спрятать «концы» какой-то нелегальной сделки, и торговцы так же боятся «света» на свои дела, как и руководство рынком.  Это развязывает киевской власти руки. И, попутно, снимает любые ограничения для потенциальных застройщиков, которым приглянулась та или иная площадка. С учетом «наездов» на СК «Киевгорстрой» можно сделать предварительный вывод о переделе площадок под жилую или торговую застройку.

Казалось бы, обычные меркантильные рассуждения. Однако война с рынками, как я уже упоминала, обретает филофофский смысл. Виталий Кличко, став мером, поднял на щит лозунг «Киев комфортный город». В сочетании с «европейская столица» перспектива выглядит привлекательно. Но! Вернемся к рынкам. Громят рынки с наинижайшими ценами в городе Киеве. Понятно, что, если, к примеру, все рынки (все «хлебные» места) будут облагорожены, цены на товары возрастут. И отовариваться в таких торговых рядах сможет достаточно узкий сегмент граждан: те, кто может себе позволить переплатить пять-семь гривен на свинине-говядине, но не в состоянии отказаться от услуг общественного транспорта (метро). Все, кто по уровню доходов ниже, вынуждены покупать еду и непродовольственные товары на стихийных рынках и на сэконд-хенде. Если таковых около метро не будет, допустим, их вытеснят за черту города (во чисто поле), добираться к товарам будет дорого и сложно, особенно для пенсионеров. Купить много они не смогут, даже обладая некоторой суммой.

Это может стать базисом для нового и опасного противостояния в пределах города между «бедными» и «богатыми». Противостояние в таком случае становится ожесточенным, речь идет о выживании и о защите, в буквальном смысле, ареалов обитания и территорий кормления, что, в свою очередь, предполагает широчайший арсенал средств воздействия.

И вот этот отток малоимущих беспокоит торговцев, потому что, как ни парадоксально, именно они составляют самую стабильную и самую прибыльную категорию покупателей. Это им можно сбыть подпорченные овощи-фрукты, масо и рыбу с тухлятиной, бракованную или заношенную одежду. До поры до времени столичные власти сохраняли хрупкий баланс между облагороженной торговлей и стихийными рынками. Сейчас этот баланс нарушен. Причем нарушен с устрашением. Пожар, как оказалось, идеальное средство зачистки приглянувшейся площадки: ни свидетелей, ни обвинений в избиениях, ни торговцев (которые перед зимними праздниками затоварились и рассчитывали прибыльно закрыть год, после уничтожения товаров они вряд ли оправятся). Введение в такой грамотно убийственный убыток торговцев нижайшего ценового сегмента наводит на мысль о том, что на самом деле киевская власть проблему низкого ценового сегмента осознает, но желает сегмент «переделить». Тем более, Киеврада как раз приняла решение лесополосы между станциями метро «Лесная» и «Черниговская» признать парками, что, разумеется, не в пользу тех торговцев, которые хотели там разместить свои точки. Не исключено, им предложили выгодную площадку около метро «Лесная», таким образом зачистив ее.

Возникает вопрос: если «Киев европейская столица», «Киев комфортная столица», следует знать, что в европейских городах принято учитывать интересы всех слоев населения. В Киеве почему-то ориентируются на интересы жителей с доходом много выше среднего по стране. Сейчас мелкие предприниматели, которым брошен вызов, должны дать грамотный отпор.

Но, вероятнее всего, они отпора не дадут или отпор будет неэффективным. Почему? И торговцы, и киевская власть рассчитывают на то, что люди, получая повышенную зарплату, спокойнее отнесутся к росту цен на облагороженных рынках. Да и предпраздничные настроения собьют накал с любых массовых акций.

Так ли будет?
Посмотрим.

Лилия Брудницкая, ЦСП «Выбор»

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »