Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Трам публичный: разухабистая осторожность

Избранный президент США Дональд Трамп дал в среду, 11 января, первую пресс-конференцию после краткого эмоционального брифинга по итогам выборов. Вопреки ожиданиям, общение победителя со СМИ было кратким и оставило двойственное ощущение: он не изжил замашек кандидата, но, кажется, осознал, какая на нем ответственность. Поэтому мы могли наблюдать своего рода микс из плакатного Трампа и эмбриона будущего президента США.

Дональд Трамп не сообщил ничего принципиально нового. Возможно, в этом ему отчасти помог скандал с хакерскими атаками. Комментируя сам скандал и версию о наличии у руководства РФ компромата на него, Дональд Трамп отделывался шутками, среди которых заметны были и довольно серьезные заявления, которые, несомненно, получат развитие. Так, он указал на потери в размере около 20 слн долларов США от хакерских атак, и допустил участие в этих атаках не только РФ, но и Китая. Правда, не объяснил, почему пришел именно к таким выводам. Однако Дональд Трамп не забыл пустить шпильку в адрес своей соперницы на выборах Хиллари Клинтон, заметив, что, атаки были и на ее штаб, значит, вероятны и вмешательства. И если это так, почему Хиллари Клинтон не уволила того сотрудника, который пропустил или способствовал хакерским атакам? Очевидно, Хиллари Клинтон, проиграв выборы, выиграла главное — статус лидера мощной антитрамповской оппозиции и уже теснит победителя. Поэтому и продолжается, по сути, полемика соперников и после завершения выборов. Это значит, что, как Клинтон имеет цель (долой Трампа), так и Трамп имеет врага — Клинтон. Выстраивая чась аргументов в щекотливом вопросе зависимости от РФ на критике политического противника, Трамп грубо, но эффективно ушел от прямого ответа на вопрос о возможной зависимости от РФ.

Но Владимир Путин должен быть доволен, — Дональд Трамп назвал отношения с РФ «активом, а не пассивом» в том мысле, что, на данный момент «они ужасные», но в том-то и заключена перспектива: ужасное всегда можно исправить. Собственнно, для этого, заявил позже Дональд Трамп, он и относится с особой щепетильностью к формированию своей Администрации: «Для нас важен критерий профессионализма, мы подбираем профессионалов». И вновь шпилька по адресу Хиллари Клинтон: «Вы правда думаете, что Хиллари бы относилась к Путину жестче, чем я? Неужели вы дейтвительно верите в это?» Позже, поскольку журналисты были настойчивы, Трамп заявил серьезно, что «не имел и не имею никаких дел с Россией и никаких деловых отношений». Далее он уоточнил, что «думаю, мы будем иметь нормальные отношения с Россией, с Китаем, с Японией, со всеми странами».

Понятная украинским гражданам, но шокирующая для американцев программа постройки Стены. Да-да, Стены, которая будет защищать территорию США от преступности и коррупции, проникающих с территории Мексики: «Создана группа из талантливых людей, экспертов, будут назначения в ближайшее время высших должностных лиц….Мексика нам заплатит за это». Потеснят и бизнес: избранный президент США намерен наказывать всех предпринимателей (облагать налогом), кто выведет свои компании или перенесет производство за пределы США.  Претворяя в жизнь предвыборные обещания, Трамп анонсировал изменение «закона Обамы» (реформа здравоохранения), уточнив только, что «наша система здравоохранения ныне очень затратна. Она будет эффективнее при меньших затратах».

Комментируя нашумевний твит о нацистской Германии, он сказал, что считает стыдом, что спецслужбы используют непроверенную информацию, «что можно сравнить с нацистской Германией…неужели мы живем в нацистской Германии?».

Первый публичный скандал вспыхнул на пресс-конференции, когда Трамп запретил одному из журналистов задать вопрос, поскольку «вы публикуете лживую информацию». Вспыхнула перепалка, но, спустя один вопрос, право озвучить свой журналисту было предоставлено. И не зря Трамп переживал. «Если хотя бы часть информации, преданной гласности, подтвердится, вы оставите свой пост?» — спросил журналист ВВС. Дональд Трамп прямо на вопрос не ответил, — обрушился на «лживые СМИ», но «мы должны с этим жить, хотя я видел людей, которых такая ложь уничтожала. Я хотел бы, чтобы журналисты были честными».  Далее досталось и спецслужбам: «Я считаю, что попадание в СМИ отчетов спецслужб неправильно. Я проведу с ними беседу, не буду такого позволять, буду решительно противодействовать».

Также понятные украинским гражданам маневры Трампа вокруг своей собственности: компанию передаст в управление двум сыновьям. Дональд Трамп не упустил случая подчеркнуть свое бескорыстие, в подтверждение озвученного намерения отделить бизнес от политики: «Мне предлагали 2 млрд за сделку с Дубаями, за ряд сделок, бизнесмен — мой хороший друг предлагал, но я, хотя и мог согласиться, отказался».

Завершил свою пресс-конференцию Дональд Трамп буквально широким жестом: показал журналистам на пачки бумаг, касающиеся его бизнеса, собственности, и пригласил журналистов ознакомиться с ними.

Итак, Дональд Трамп со времен выборов мало изменился, разве что, несколько подрастерял былой апломб. Он по-предвыборному грубо и эффектно уходил от ответов на неудобные вопросы, чувствуя себя неуютно, и главным злом, помимо Мексики, обозначил «нечестных журналистов» и «лживюу информацию». То, что президент США открыт, прозрачен и проницаем для СМИ и главное для него — самому быть честным (хотя бы формально), Трампа, судя по всему, волнует мало. Он намерен перекроить реальность под себя, сминая, корректируя или плавно огибая правила, казавшиеся незыблемыми. Так что те, кто рассчитывал на «отрезвление» Трампа, частично просчитались: он стал осторожнее в выражениях, но привычно апеллирует к своим избирателям, к своей аудитории. Можно провести параллель с Олегом Ляшко в Украине, после выборов облекающем все свои идеи, тезисы и инициативы в формат, понятный его целевому электорату. Законы политпроцесса одинаковы и для Украины, и для США, поэтому можно ожидать, что тактически Трамп останется таким, каким был на выборах, как минимум, полгода-год.

Для Украины это и хорошо, и плохо. Хорошо в том смысле, что Трамп продолжит санкции против РФ, хотя бы для того, чтобы смягчить эффект от обвинений в свой адрес (связи с РФ). Плохо потому, что, если хотя бы часть излившегося — правда и зависимость имеет место быть, Дональд Трамп вряд ли будет серьезно озабочен Украиной, которой остается одна надежда — на оппозиционное лобби в Конгрессе США.

В то же время, Трамп, даже зависимый от Путина, вряд ли согласится на роль марионетки, поэтому не откажется от очевидных политических выгод, если украинская сторона их сформулирует и озвучит в надлежащем месте. Единственное, что может помешать официальному Киеву в предстоящих танцах на тонком льду, — это сам Киев. Точнее, внутренняя схватка за власть, исходом которой может стать противодействие попыткам правящей коалиции наладить отношения с Белым Домом, или даже распад правящей коалиции из-за сепаратных переговоров коалиционных сил с Трампом и Клинтон.

Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «ВыбоР»

Фото 112.ua

 

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »