Наш украинский Трамп

Не успел Дональд Трамп официально стать президентом США, как обнаружились его крепкие кровные и родственные связи с Украиной.
Так, потомком украинских эмигрантов является его зять Джаред Кушнер, чей прадед (дед матери) родился в с. Подгайцы Тернопольской области. Якобы родня приезжала на историченскую родилу в 90-х и открыла в одном из сел мемориал жертвам Холокоста.
Уукраинцем по крови оказался и сам Трамп. Впрочем, новость о зяте-украинце разошлась широко, а об украинских корнях самого президента США, — нет. Скорее всего, Дональд Трамп вряд ли признает, что его предки родом из Полтавы (с. Козья Валка), как написали в социальных сетях некоторые пользователи.
Кстати, и певица, исполнившая на церемонии инаугурации Гимн США, также имеет украинские корни.
Можно не верить, можно радоваться, — но, как мне кажется, в этой истории важны не корни зятей и певиц американских президентов, а рефлекс украинского социума и политикума такие корни отыскивать у всех, кто хоть чего-то добился.
Когда попытки отыскать украинские корни предпринимаются по отношению к простым смертным, добившимся успеха своим трудом или умом, это понятно: общество жаждет позитивных примеров, своего рода «маячков» (или сияния, как говорил Трамп), чтобы ориентироваться на них и тешить себя «и я могу». Нормальная реакция социума на дефицит таких ориентиров, особенно со стороны элиты, в условиях насквозь коррупционной среды обитания.
Но вот что интересно: чаще украинские корни ищут у тех, кто достиг успеха вн пределов Украины. По одной простой причине – мало кто верит, что в самой Украине можно добиться успеха своими умом, трудом, деловыми качествами. И даже если в нашей стране появляются такие успешные люди «селфмейд», спустя какое-то время оказывается, что или это фейк, или за успехом стоят связи, деньги и заинтересованность третьих – влиятельных – лиц. То есть, имеется коктейль из заведомо негативного отношения к богатым и успешным (из советского прошлого), крепленый коррупционным украинским настоящим (особенно после э-декларирования).
Но если наши соотечественники добиваются успеха за рубежом, где, по представлениям большинства из нас, коррупции или нет, или она не так всеохватна, в честный путь к успеху верят безоговорочно. Поэтому поиск корней обязателен. Стать позитивным «маячком» успехам украинских эмигрантов мешает оторванность от украинских реалий, но сам факты вселяют некую надежду и дают своеобразный позитив. Что, в принципе, прогрессивно: если социум ищет позитивные примеры, онна верном пути. Несмотря на элемент «примазаться к чужому успеху», «разделить славу», хотя трудности делить не желает никто.
Когда речь идет о поиске украинских корней у политиков, все по-другому.
Во-первых, это не «маяк» для социума, а, скорее, заискивание перед победителем, как в случае с Трампом. Мы помним, что во время предвыборной кампании украинские корни Дональда Трампа никто не искал (украинские корни Хиллари Клинтон, к сожалению, найти не удалось, хотя попытки были). Почему же сейчас вдруг такая заинтересованность генеалогическим древом семьи Трампов? Скорее всего, исходя из формулы «я сделал все, что мог, осталось – покориться». Формой выражения полной капитуляции и верноподданичества и является, в том числе, поиск «украинских корней». Как в «Маугли», мы с тобой одной крови. Соответственно, попимо заискивания, и стремление как-то себя обезопасить от последствий. Достаточно вспомнить, что президент Украины Петр Порошенко пожелал Дональду Трампу успехов в достижении «благородных целей». Это открытый комплимент, который также может быть заискиванием.
Во-вторых, что нам дают «украинские корни» Трампа? Наверное, ощущение родства, не так ли? Следовательно, Трамп, которого многие в Украине клеймили как могли и который, в силу этого, был «чужим», внезапно стал «своим». Разве свой своего обидит? Так, помимо заискивания и заигрывания, прикрываются и явные просчеты власти и оппозиции. Причем просчет не в том, что многие украинские политики открыто ставили на Клинтон. Это как раз в рамках, политическая борьба есть политическая борьба. Просчет в ориентировании всей страны на определенного политика США, формирование социальных установок и стереотипов. Которые теперь приходится в темпе переверстывать, сглаживать и нейтрализовать.
Почему это важно для официального Киева? Возможно, потому, что Хиллари Клинтон не сложила оружия, судя по массовым акциям против Трампа и в США, и во всем мире. Если Трамп вдруг озаботится происхождением этих акций и в ходе расследований появятся хоть какие-то намеки на причастность украинских структур (косвенные есть, украинская диаспора открыто поддержала Клинтон на выборах), ничто не помешает Трампу превратить Украину в открытого врага и нестабильное государство, с которым лучше дела не иметь.
Косвенно в пользу этой версии – одно из первых решений Трампа-президента, о проверке программ поддержки стран мира.
Поэтому для украинской власти, да и для всей нашей политэлиты, так важно продемонстрировать смирение, миролюбие и даже верноподданичество. По той же причине, десант украинских лиц в Вашингтоне был необычайно массовым, а в самой Украине 20-21 января не было заметных массовых акций против Дональда Трампа (хотя и США, и ЕС лихорадило).
Несмотря на осадок от заигрывания с Трампом на уровне Киплинга, официальный Киев делает все правильно. исход президентских выборов в США показал, что украинский политикум не умеет играть в масштабные геополитические игры ни как объект, ни как субъект, поэтому остается, насколько возможно, минимизировать риски и негативы.
Дело даже не в топорности поддержки Клинтон, а в нежелании играть сразу на нескольких досках, что для Украины, в силу географических и геополитчиеских особенностей, должно было бы стать особенностью внешней политики.
Вместо этого, украинский истеблишмент, покричав на выборах и после них, смиренно склонился перед силой. Вы представляете себе президента Хиллари Клинтон, выискивающей американские корни у новоизбранного президента Украины? Нет. Потому что, ей незачем.
До тех пор, пока украинский политикум не научится грамотно играть в геополитику, раз уж втянули, традиция копаться в корнях останется и будет набирать обороты. Впереди – серия выборов в странах ЕС. Сколько корней отыщется!
Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «ВыбоР»