Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Так давать, чтобы можно взять

В течение последних двух дней премьер-министр Владимир Гройсман был нервным. Председателю Кабмина и ранее случалось срываться, два раза из-за этого вспыхивали скандалы. Сейчас выплески эмоций тище. Зато причины намного серьезнее.

Первый заметный эпизод обострения отношений с окружением случился 25 января, на заседании Кабмина. Премьер был вынужден вмешаться в спор между министром инфраструктуры Омеляном и главой «Укрзализныци» Войцехом Балчуном. В отличие от атак на и. о . МОЗ Ульяну Супрун, стычка этих двух была конкретной, с цифрами, фамилиями и обвинениями. Омелян обвинил Балчуна в связи с Дубневичем, Балчун Омеляна – в противодействии реформам на железной дороге. Владимир Гройсман подчеркнуто встал на защиту Войцеха Балчуна, дав понять министру инфраструктуры, что с таким компроматом «идите в НАБУ».

Второй эпизод не такой явный, — это заочная дискуссия между премьером Владимиром Гройсманом и главой НБУ Валерией Гонтаревой. На фоне ежедневного рефрена от премьера «3200 это благо!» руководитель регулятора заявляет о пересмотре прогноза инфляции на 2017 год в сторону повышения.

На оба эпизода полезно обратить внимание, если вспомнить демарш народного депутата Юрия Бублика из фракции БПП, что в краткосрочной перспективе сулит скандал, а в среднесрочной – распад парламентской коалиции и, как следствие, падение правительства. Те трения, которые были в Кабмине между тремя условными группами влияния: «НФ», БПП и УДАРа, — под воздействием деструктивных процессов усилились.

Переподчинение «Укрзализныци» непосредствннно Кабмину означает финансовый удар по группе «НФ», так как, министр инфраструктуры Омелян их креатура. Существовала угроза «палок в колеса» Войцеху Балчуну и уход того со скандалом, как Саши Боровика или, что намного хуже, Айвараса Абромавичюса. Но нанесен удар по финансовым интересам «НФ», что было воспринято, судя по вспышке Омеляна на заседании, болезненно.

Возвращаемся к коалиции. По Конституции Украины, в случае распада коалиции уходит и правительство. Следовательно, если альянс «Порошенко-Яценюк» дал трещину, вопрос в том, кто первым «хакнет» коалицию и с какими формулировками хлопнет дверью.

Пока что для Петра Порошенко и Арсения Яценюка в текущем моменте столько неопределенностей, что они предпочтут переждать, пока внешние партнеры определятся со своими приоритетами по украинским вопросам. Это не помешает им, на всякий случай, приготовиться к разрыву. Сценарий которого у каждого — свой.

Исходя из этого, ссора Балчуна-Омеляна выглядит щекочущим нервы анонсом точечных ротаций в Кабмине. Заочная стычка Валерии Гонтаревой и Владимира Гройсмана куда серьезнее.

В четверг, 26 января, Владимир Гройсман был на Хмельниччине. В потоке его высказываний прозвучал и рефрен про «3200 это хорошо»: «Я буду бороться за то, чтобы каждый работающий гражданин страны получал не менее 3200 грн. Я обращаюсь ко всем работодателям: уважаемые друзья, пожалуйста, цените и уважайте своих работников». При этом он подчеркнул, что в бюджетном секторе деньги на выплаты повышенной минималки предусмотрены и выплаты будут осуществлены.

Действительно, деньги есть. Но вот что говорит НБУ. На официальноим сайте регулятора сказано, буквально, следующее: «Прогноз инфляции на 2017 год пересмотрено с 8 до 9,1%. Прежде всего – из-за повышения минимальной заработной платы до 3200 грн с начала года. Это решение Правительства отобразится на уровне инфляции как непосредственно через увеличение потребительского спроса населения, преимущественно на продовольственные товары, и себестоимости продукции, так и опосредованно через инфляционные ожидания украинцев. Увеличение потребительского спроса и себестоимости проихводства будет формировать дополнительное давление на основные компоненты инфляции в 2017 году». То есть, основным дестабилизационным фактором вырисовывается спасительная, с точки зрения Владимира Гройсмана, «минималка».

Далее – еще интереснее. Нацбанк не собирается гасить рост инфляции: «В то же время, Нацбанк не считает целесообразным применять инструменты монетарной политики для приведения прогноза инфляции к 8% (цкнтрального значения целевого диапазона). Ведь это могло бы привести к необоснованной волатильности рыночных процентных ставок и инфляции в будущем, а также затормозить рост экономики, которая выходит из кризиса».

В переводе на общепонятнополитический, НБУ предлагает правительству выкручиваться самому с повышенной минималкой и последствиями. При этом все негативные последствия падают на Гройсмана, ибо Гонтарева свое дело сделала – предупредила. Любопытно, что на этапе принятия Госбюджета на 2017 год с минималкой 3200 представители правительства, в частности, финблок, уверяли, что повышение минзарплаты никак не повлияет на инфляцию. Теперь, оказывается, что уже влияет — и очень.

Премьер Владимир Гройсман делает ожидаемый пиар-пируэт, объявляя крестовый поход за минималку, представляя это как «борьбу за права работников». Попутно он клеймит нечестных работодателей. Такая смесь социализма и популизма выдает, мягко говоря, растерянность премьера.

То, что повышение минималки – отчаянный шаг, Владимир Гройсман понимал еще на этапе внесения инициативы. В принципе, можно решение и «откатить», сделать так, чтобы оно не было столь болезненным для частного сектора, но в таком случае у Кабмина Гройсмана практически не останется достижений. И если премьера отправят в отставку со скандалом, он хотя бы скажет, что боролся с бедностью за права работников против нечестных работодателей.

Поэтому премьер отстаивает минималку. В регионах созданы межведомственные группы по обеспечению повышения минимальной зарплаты. Группы должны «мгновенно реагировать на любые жалобы относительно руководителей предприятий, которые не выполняют решения Правительства». Вице-премьер Павел Розенко, кстати, заметил, что в ближайшем будущем Кабмин рассмотрит проект с предохранителями от коррупционных действий инспекторов Гоструда.

Тем временем, если одна рука дает ( и обещает), другая – откачивает с рынка излишек денежной массы. НКРЭ КП, пока Кабмин пытается управиться с перевозчиками и их новыми тарифами, внезапно повысила тарифы на воду, подложив «свинью» Минэнерго Насалику.

Все говорит о том, что следующее заседание Кабмина будет очень насыщенным и интересным. Тем более, украинские работодатели изобрели способы ухода от 3200 минималки, даже на некоторых госпредприятиях и в бюджетных организациях. Очевидно, получить требуемые поступления в ПФ не получится в планируемом объеме.

Из чего следует: так давать, чтобы можно было собрать, у нас еще не научились или не хотят учиться. А зря.

Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «ВыбоР»

Фото Официальный сайт Кабмина Украины

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »