Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Политнеделя: Блокада, зрада, мусор, ртуть

В детской игре предлагается уловить связь между несопоставимыми или очень разными предметами и явлениями. К удивлению взрослых, те, кто принимает участие в игре, находят связи, о которых невозможно было и догадаться. Это не значит, что у взрослых плохое зрение или проблемы с наблюдательностью, — они не искали.

Аналогом такой игры в Украине стала последняя политнеделя китайского Года Обезьяны. Интересных событий было много, связь между ними начали искать лишь к выходным, после новости о Кононенко и ртути.

Войдя в понедельник-вторник в дискуссиях о языках, в пятницу общество получило новые идеи того же ряда, а именно – отмену майских праздников и 8 марта.

Первые лица предпочитали столь сложную тематику не комментировать, да и не до того им было. Президент Петр Порошенко продолжал «пахать евронтеграцию», вернувшись к прозе жизни в пятницу, на заседании СНБО, где предложил пересмотреть оснащенность вооруженных сил, в частности, танками. Парламентская делегация Украины в ПАСЕ умудрилась в состоянии раскола отстоять полезные нашей стране поправки в Резолюцию, нейтрализовав попытки противника протащить в текст неблагоприятные формулировки. Оставшиеся в Украине народные депутаты подхватили флешмоб «упал – отжался».

Любопытны были на этой неделе Кабмин и НБУ. Публичная ссора «Омелян-Балчун» была дополнена заочной и крайне аккуратной информ-атакой Генерального прокурора Юрия Луценко на министра внутренних дел Арсена Авакова по поводу Княжичей.

Тем временем, двое кандидатов в главы Нацполиции сняли свои кандидатуры. Позже выяснилось, что Аваков намерен их сделать «крайними» в деле Княжичей, судя по отчету о внутреннем расследовании инцидента.

Активисты блокируют железнодорожную ветку, по которой идут составы в ОРДЛО, и намерены расширить блокаду, которую ГПУ склонна рассматривать как самоуправство.

Премьер решил – на слова – проблему мусора во Львове, поставив задачу предусмотреть полигоны и заводы по переработке оного во всех регионах. Львовский мусор будет вывозиться на полигон во Львовской области, от чего местные жители, мягко говоря, не в восторге.

И — вишенка на тортик — НБУ «макнул» Владимира Гройсмана за 3200 грн минималки и в пятницу добавил, что денег на обслуживание внешнего долга нет.

В пятницу обсуждали новость начала недели, о демарше народного депутата Юрия Бублика из БПП. К концу недели он подлил масла в огонь, уточнив, что его примеру могут последовать, минимум, 10 парламентариев из фракции БПП.

Поскольку это ставит под удар легитимность коалиции, вспыхнула дискуссия о досрочных выборах. Долго молчавшая лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко поделилась соображениями, суть которых – «все на выборы».

Если рассматривать все вышеперечисленные события с точки зрения досрочных выборов, становятся понятными и объяснимыми трения и в верхах, и на низовом уровне. Обретают логическую мотивацию законопроекты о языках и провокационные инициативы Вятровича.

Для сомневающихся была добавлена история с отравлением ртутью Игоря Кононенко, который, несмотря на хворь, активен и «весь в работе».

Досрочные выборы становятся все более реальными, распад коалиции – неминуемым.

На первый взгляд. А на второй?

Мы предполагаем, что новость об отравлении Игоря Кононенко ртутью верна лишь отчасти, скорее всего – технология с целью привлечь внимание к конкретному политику. На вопрос «зачем?» есть ответ на поверхности: чтобы всем и каждому было понятно, Кононенко ваяет новую коалицию, т. к. Петру Порошенко надоело сотрудничество с Арсением Яценюком.

В духе же поиска связи между несвязуемым, интрига предстает несколько по-иному: создать видимость формирования новой коалиции для переформатирования существующей. Зачем?

Вспомним, что говорил народный депутат Юрий Бублик. По его прогнозу, в Верховной Раде будет создана мощная проукраинская патриотическая группа. Первая мысль, которая приходит в голову: часть БПП («свободовцы» и просто недовольные) заключили альянс с «НФ», которому такой партнер как «Свобода» (западный электорат) крайне необходим. «Свободовцы» не войдут в «НФ», но образуют компактную группу и будут союзничать с «НФ». Но это очень простая и очевидная комбинация.

Если предположить другое: действительно, по многим признакам, у Петра Порошенко и Арсения Яценюка взаимный антагонизм растет в геометрической прогрессии (с момента национализации ПриватБанка). Политический альянс «на двоих» кое-как существовал ради прологнации функционирования Рады текущего созыва, поскольку оба партнера понимали, что на досрочных выборах один получит крошечную фракцию, а второй, быть может, и вообще не попадет в парламент.

После инаугурации Дональда Трампа ситуация изменилась, альянс стал невыгоден, и партнеры зондируют друг друга, дожидаясь подходящего момента для развода. Однако распад коалици был бы однозначным фальстартом: нет транша от МВФ и неясна позиция США в украинских вопросах. Между тем, ЕС настаивает на своем видении урегулирования кризиса на Донбассе.

В рекомендации, помимо убийственной для президентской вертикали в Украине конституционной децентрализации, вплетается и разграничение полномочий президента, премьера и парламента, что в наших реалиях запустит очередную схватку за власть.

Судя по поспешности, с которой «НФ» накапливает аргументы и факты для агитации, там уверены, что выборы не просто скоро, а очень скоро. Эту уверенность разделяют «Свобода», УДАР, РПЛ. «Батькивщина» осторожничает, а «Самопомощь» настолько по уши в мусорном скандале, что там уже сомневаются, удастся ли перекрыть его битвой за украинский язык.

На осторожность «Батькивщины» имеет смысл обратить особое внимание. Юлия Тимошенко слишком умудренный политик и слишком хорошо знает Петра Порошенко в частности и логику действий украинских президентов вообще, чтобы верить очевидному. Она скорее уверует в невероятное. И, кажется, будет права.

Потому что, не исключено, история с распадом коалиции на самом деле не приведет к роспуску Верховной Рады. Вряд ли Петр Порошенко так легко сдаст Владимира Гройсмана: хотя президент все больше недоволен своим премьером как деловым человеком, по части верности и преданности другой равной кандидатуры у главы государства нет. Поэтому ему стратегически важно сохранить премьера, для чего необходима новая коалиция. Помимо этого, для Петра Порошенко, повторюсь, геополитически важно взять паузу, но не раздражать внешних партнеров. Да и кредиты нам все еще необходимы.

Полурабочая Рада, дерущаяся, но важные проекты все же голосующая, как раз то, что надо. Ради этого возможно все.

Например, та патриотическая группа, о которой говорил Юрий Бублик. Что, если эта или другая группа станет перехватчиком основных агитационных тезисов конкурентов? Того же «НФ», к примеру. БПП останется в умеренных, как и положено партии власти, но будет открыто союзничать с патриотической группой. Группа будет критиковать или молча «отжимать» идеи «НФ», быть может, доводя некоторые и до абсурда (как «мовные» проекты).

Под таким прикрытием вполне реально договориться о тактической поддержке Оппо-блока, групп и умеренных в оппозиционных (к коалиции) фракциях. Особенно если «НФ», расколется (а он расколется). И тогда «НФ» будет объявлен виновником распада «европейкой, демократической» коалиции, что окончательно убьет рейтинг политсилы.

Сомневающимся – отравленный Игорь Кононенко. На жизнь которого, без сомнения, посягнули враги украинского народа. И имена этих врагов, без сомнения, будут названы. В свое время. Потому что, если это действительно сознательный выплеск информации, сказав «а», всегда потом договаривают и другие буквы алфавита.

Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «ВыбоР»

Фото Пресс-служба Верховной Рады Украины

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »