Совбез «за», но «без»

Экстренное заседание Совета безопасности ООН в ночь со 2 на 3 февраля, созванное Украиной, было не в пример динамичным. Основные фигуранты зафиксировали позиции в течение четверга, 2 февраля, поэтому словесное столкновение было неизбежным. Однако это заседание стало трагически особенным: со стартом заседания странно синхронно была нарощена мощь обстрелов, к сожалению, с жертвами.
Четверг, 2 февраля, для Украины выдался узловым днем, и это надо учитывать, анализируя итоги заседания Совбеза ООН.
Наша страна председательствует в Совбезе ООН до конца февраля 2017 года. В США официально вступил в должность Госсекретаря Рекс Тиллерсон. Европарламент проголосовал за безвизовый режим Грузии, в противовес президент Украины предложил провести референдум о вступлении в НАТО. В Авдеевке противник усилил мощь и частоту обстрелов, гибнут не только бойцы, но и мирные жители. В Донецке ночью прогремел взрыв. Ходили слухи о штурме Авдеевки боевиками или о штурме Донецка украинскими войсками. Сообщается об обстреле боевиками пункта гуманитарной помощи в Авдеевке и о гибели сотрудника ГосЧС.
Можно было ожидать либо невнятного заседания, либо прорыва в поддержке Украины мировым сообществом. Что в итоге?
Великобритания, Франция, Германия поддержали Украину. Этого стоило ожидать: Евросоюз пытается сгладить негативный эффект от предоставления Грузии безвизового режима в обход Украины по срокам. Представители этих стран понимают: слова и заявления быстро забудутся, резолюция Совбеза ООН вряд ли выльется в какие-то конкретные шаги. Максимум – направят в Авдеевку «голубые каски», чего, возможно, очень не хочется некоторым украинским политикам.
Позитивным однозначно и мощно сигналом стало выступление представительницы США, поддержавшей Украину и осудившей действия России. Для нас было бы прорывно само признание действий РФ в зоне АТО боевыми и агрессивными, захватническими. В сочетании с заявлением президента США Дональда Трампа о санкциях против РФ Украина получила сигнал поддержки от Вашингтона.
Возможно, постарались дипломаты, получив от президента Украины четкие инструкции: « Страна-агрессор, которая, к сожалению, является постоянным членом СБ, должна еще раз почувствовать солидарность мира с Украиной». Он отметил, что РФ поставила Авдеевку на грань гуманитарной катастрофы и регулярно нарушает Минские договоренности. Россию необходимо заставить «коллективными усилиями» исполнять взятые на себя обязательства.
Первое достижение – есть, к сожалению, оплаченное жизнями украинских бойцов и мирных граждан. Даже Крым упомянут, что не может не быть воспринято позитивно, как прогресс. Безусловно, благоприятной для Украины будет и резолюция.
Но есть и риски. На них стоит обратить внимание.
Первый риск – перетекание в гуманитарку. Резолюция ожидается жесткой. Однако заметен акцент на гуманитарной составляющей как наименее травматичной для мировой дипломатии, что может в будущем вылиться в перетекание дискусии и, как следствие, санкций Совбеза ООН в плоскость оказания гуманитарной помощи. То есть, к замораживанию конфликта: будут миссии, будут поставки продовольствия и предметов первой необходимости.
Риск второй – миротворцы. Возможно, со временем мировое сообщество дозреет до того, чтобы направить в Украину миротворцев. Но, судя по жестким комментариям и упоминании о Крыме, пока что предпочтение отдается «канонаде в заявлениях».
Значит, миротворцев пока что ожидать не приходится. Возможно, для кого-то из политиков в Украине отсутствие миротворцев – это плюс.
Миротворцы всегда означают непосредственное воздействие на конфликт третьей (в нашем случае, четвертой) стороны и вскрытие таких историй, которые тщательно скрывались. Если учесть, что Россия также может потребовать своего присутствия в миротворческом контингенте, перспективы такого миротворчества становятся угрожающими.
Риск третий – война и ее инициаторы. В выступлениях представителей РФ и – в кгораздо меньшей степени – Китая заметен новый мотив: Россия теперь не самоустраняется, не говорит о гражданской войне в Украине. Она четко характеризует происходящее как войну, но войну…против нее, РФ! Дескать, украинская сторона провоцирует. Поскольку украинская сторона вынуждена отвечать на огонь – огнем, добыть доказательства обстрелов не есть сложно, а кто первый начал, в условиях боевых действий установить невозможно.
Зачем РФ озвучивает столь спорный тезис? Возможно, готовит идеологический плацдарм для контратаки, в том числе, пропагандистской.
Риск четвертый – Минские соглашения. На сегодня понятно, что эти бумаги, не ратифицированные парламентами стран-подписантов, никого и ни к чему не обязывают. Но Совбез ООН не смог констатировать их ничтожность.
Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «ВыбоР»
Фото Сайт Совбеза ООН