Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Бой в одни ворота

Верховная Рада в четверг, 9 февраля, компенсировала полусонность вторника-среды, да и понедельника: были драки, скандалы, уголовные дела и даже мистика. Яркость и пестрота такие, что вызывают подозрение – что от нас так искусно прячут?

Ширма, надо сказать, получилась шикарная и на все вкусы. Любителям драк – стычка «сама в себе» фракции БПП и шлейф комментариев плюс вечерние телеэфиры.

Смакующим словесные баталии – стычка Андрея Парубия с Юрием Одарченко по поводу законопроектов о Конституционном суде, в ходе которой стороны мгновенно перешли на личности.

Кто предпочитает совмещать эпатаж с очень большой политикой – личная акция протеста народного депутата Алексея Гончаренко.

Для полноты комплекта в ложе прессы задымилась проводка, пришлось вызывать сотрудников ГосЧС, однако никого не эвакуировали.

Заметно, что основными драйверами событийной круговерти в Верховной Раде были в основном народные депутаты фракции БПП. Все скандальные события, которые произошли в парламенте 9 февраля, выгодны как фракции БПП, так и фигурантам драк и скандалов.

Это очень хорошо видно на примере оценки действий народного депутата и зампредседателя фракции БПП Алексея Гончаренко. Несмотря на то, что Алексей Гончаренко подчеркивает – акция под посольством ФРГ исключительно его личная позиция, он в т же время не просто оправдывается, а переходит в нападение. Как ни странно, даже и не на оппонентов внутри страны, а на ту же Германию, рассуждая, что посол ФРГ вышел за какие-то красные линии». Вопреки формальному осуждению фракцией действий своего зампредседателя, его не собираются ни лишать мандата, ни исключать из делегации ПАСЕ (что предложила РПЛ), ни выводить из руководства фракцией.

Более того, в ответ на информацию Генерального прокурора Юрия Луценко о возбуждении против Алексея Гончаренко уголовного дела по факту хулиганства, парламентарий не без иронии заявил, что готов: «Вот орудие преступления – баллончик с краской, я гтово снять с себя неприкосновенность и ответить». В то же время, он опроверг предположение о том, что президент Украины санкционировал такую акцию или, как минимум, знал о ней.

Но, если послушать Петра Порошенко, складывается впечатление,что он, как минимум, частично разделяет возмущение Алексея Гончаренко, не соглашаясь с ним в методах доведения до Германии своей позиции. Президент Украины решительно заявил, что выборы в присутствии российских оккупационных войск на Донбассе невозможны, а также раскритиковал сравнение, допущенное Эрнстом Райхелем. Однако он сам – как президент – не осудил акцию Гончаренко, лишь заявив, что его высказывания не являются высказываниями политической силы БПП, а поведение неприемлемо.

Если просмотреть биографию посла ФРГ, заметен его опыт работы и в РФ, и с РФ. Можно предположить, что Эрнст Райхель имеет свои суждения о конфликте на Донбассе и это очень беспокоит официальный Киев. Вряд ли на Банковой решили попробовать сменить посла (хотя не исключено), скорее, возникла угроза для проукраинской мировой коалиции: как для стереотипа, так и для реального фронта поддержки Украины.

Официальный Киев отчетливо занял агрессивную позицию и, использовав зацепку, продолжает раскручивать скандал. Министр иностранных дел Украины не исключил новых провокаций. Следовательно, для Германии прозвучал своего рода анонс – мы и так можем. Особенно рельефно невербальные сигналы смотрелись на фоне визита в Киев премьер-министра Греции. Греция котоырй год оппонирует Германии в Евросоюзе. Хотя Греция не имеет такого влияния, как Германия, и вся в долгах, ей тем более выгодно сотрудничество с Украиной, — вместе легче и проще давить на Германию. А также, неясно, по каким причинам, отложить безвиз.

В ответ на возмущение Берлина против Алексея Гончаренко Генпрокуратурой Украины возбуждено уголовное дело, чем Германия и должна удовлетвориться. Формально приличия соблюдены. В то, что делу будет дан ход и зампредседателя фракции БПП осудят, не верит и сам ответчик.

Драка, оторванный рукав и взаимные обвинения сторон – куда сложнее, при внешней простоте. Сергей Лещенко обвинил неназванных депутатов БПП в том, что они срывают заседание атикоррупционного комитета, бегая на Банковую за указаниями. Якобы на Банковой они такие указания и получили.

Сергею Лещенко не впервой делиться такими полунамеками, поэтому реакция на его пост была, мягко говоря, бурной. Задело и Светлану Залищук, которая позже предположила, что Иван Мельничук был пьян. Сергей Лещенко получил разорванный пиджак, который он до обеда и демонстрировал как доказательство коррупционности режима вообще и Порошенко в частности. Его оппоненты, особенно Олег Барна и Иван Мельничук, как под копирку, цитировали Библию, делились трактовками и рассуждали, что «за брехню в глаз или рот порвать». Сходность аргументов и стиля изложения наводили на мысль, что драка в какой-то части постановочная.

Если оценить ее с точки зрения выгоды сторон, то Олег Барна подтвердил свой имидж эпатажного политика, Иван Мельничук тоже не прогадал – его комментариями забиты ленты новостей и телеэфиры. Сергей Лещенко, Мустафа Найем и Светлана Залищук также не внакладе: они не только подтвердили свой имидж борцов с коррупцией, но стали еще и жертвами коррупции.

И если вдруг начнутся нападки на антикоррупционный комитет или будут попытки сменить его председателя, не исключено, Сергей Лещенко и Егор Соболев напомнят о свежей драке и заработают себе дополнительные баллы.

В бурных событиях и высказываниях несколько затерялась утренняя словесная стычка между спикером Верховной Рады и народным депутатом «Батькивщина». Они поспорили на рассмотрении в первом чтении двух серьезных законопроектов о Конституционном суде. Юрий Одарченко обвинил Андрея Парубия в нарушении норм Регламента: спикер предложил рассмотреть законопроект в более чем 100 статей по сокращенной процедуре. Юрий Одарченко в конце своего выступления выкрикнул «Ганьба Парубию, потому что, он систематически нарушает законодательство!» Андрей Парубий мгновенно ответил, что, действительно, он консультировался с юристами и закон более 100 статей должен рассматриваться по полной процедуре. Но тут же, совершенно безо всякой связи, перешел на личности: «Только для того, господин Одарченко, достаточно вести профессиональную дискуссию, потому что, когда я буду в виде дискуссии говорить о вас и о ваших коллегах то, что у меня есть аргументы и основания по многим моментам – от голосования за Грузию, когда вы тут молчали, когда оккупационные войска шли на Грузию, а вы тихонько нас агитировали, что нельзя голосовать, когда вы с Путиным проводили…Я стараюсь не давать эмоциональных оценок…Будут эмоциональные оценки – будут и с моей стороны оценки эмоциональной деятельности вашей и ваших коллег». Также Андрей Парубий заявил о том. что соратники Юрия Одарченко «расставляли карточки» в зале утром в отсутствие депутатов-владельцев этих карточек, но «из уважения к вам промолчал». Исходом спора стало рассмотрение проектов по полной процедуре.

В пылу баталий забылось то, что было анонсировано накануне. Во-первых, протест против узаконивания налоговой полиции. Акция по Верховной Радой все-таки состоялась, всего около полусотни активистов. Учитывая мороз на улице, внушительное представительство. Люди требовали не узаконивать налоговую полицию. Председатель парламентского профильного комитета Нина Южанина в социальной сети заявила, что техническая ошибка извратила согласованную концепцию реформирования наолговой милиции и исказила суть законного волеизъявления парламента. Однако «профильное министерство не только не обеспечило внесение на рассмотрение парламента нового законопроекта, но даже не огласило его окончательную концепцию». Нина Южанина призвала помочь Минфину ускорить внесение законопроекта. Но ее предыдущая позиция, о том, что без такого надзора в финансовой сфере возникнет хаос и злоупотребления, вызывает критику оппонентов. Нина Южанина также в посте от 7 февраля заметила, что закон в части функционирования налоговой милиции действует до вступления в силу закона о том органе, который придет ей на смену. На данный момент, стороны спорят, в правовом ли поле работает налоговая полиция, поскольку, такого поля вроде бы и нет. Но никто не обсуждает эту тему, безусловно, важную для многих и многих украинских предпринимателей.

Во-вторых, лидер фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко накануне говорила о внесении в четверг, 9 февраля, проекта постановления об отставке правительства. Проекта постановления в парламенте 9 февраля нет и никаких заявлений по этому поводу никто от «Батькивщины» не сделал.

Вряд ли БПП прикрывала отсутствие проекта постановления у «Батькивщины». Нельзя сказать и то, что БПП постаралась создать в Верховной Раде невозможную для внесения такого проекта атмосферу. Однако Тимошенко проект не внесла. Если же документ где-то и заблудился в Секретариате, она или ее соратники не озвучили факта появления в Верховной Раде такого постановления.

Почему? Версий может быть много, главное – результат. Есть усилия различных политсил по созданию бурного контента в парламенте, есть отказ Тимошенко от первоначального намерения. И есть Владимир Гройсман в Брюсселе, встреча с замгенсека НАТО. Премьер отличился рядом заявлений, в том числе, о популистах и Трампе. Из чего можно сделать вывод, что проект постановления об отставке Кабмина серьезно повредил бы имиджу Украины. Возможно, это соображение сработало.

Не исключен и техно-вариант: слухи о сговоре олигархов против Порошенко в пользу Тимошенко (косвенно подтвержденные новой порцией компромата от Онищенко) вышли на поверхность в российских и пророссийских СМИ. Технологически для Банковой удачная стратегия – связать ЮВТ и олигархов. Это позволяет позиционировать президента как борца с олигархами. Внеси Тимошенко постановление – и она получила бы жесткий отпор словесный и крах попыток в виде не внесения проекта в повестку дня.

В то же время, вечером появился новый нюанс. Фракция БПП извинилась перед послом ФРГ за Гончаренко. Значит, то, что вызвало такую бурную реакцию и ряд алогичных акций, завершено. Новые ли то консультации между Банковой и олигархами, или переговоры (неофициальные, конечно) Киева и Москвы, или перегруппировка сил в парламенте перед формальным распадом несуществующей коалиции?

Пятница ожидается спокойной. На кого би ны работали депутаты, они заслужили отдых. Впрочем, посмотрим.

Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «ВыбоР»

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »