День выб: Кремль теряет Хабаровск и обретает технологию

В России  9 сентября состоялись выборы в различные органы власти и местного самоуправления. Их итоги интересны для нас, особенно с прицелом на вероятные досрочные местные выборы.

Был регион, стал полигон

Наблюдатели отмечают, что выдвиженцы пропрезидентской «Единой России» потерпели поражение в Хабаровском крае. Прослеживается параллелизм с украинскими парламентскими выборами, где пропрезидентская «ЕС» не смогла взять большинство в одном из базовых регионов.

В Хабаровском крае избиратели формировали Законодательную думу, гордумы Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Практически монопартийное большинство получила ЛДПР Владимира Жириновского. При губернаторе от ЛДПР край полностью переходит под контроль людей Владимира Вольфовича.

Хабаровский регион в принципе является проблемным для Кремля. Влиятельная ЛДПР уверенно растет на недовольстве россиян соцполитикой правящей партии. Интересно, что серьезная оппозиция на социалке подняться не смогла, поэтому максимум симпатий собрали активные и острые на язык соратники эпатажного и агрессивного в риторике Владимира Жириновского.

Но если предположить, что такая оппозиция более удобна Кремлю, потому что не опасна, то Хабаровский край мог быть использован как полигон для обкатки новых технологий противостояния атакам на путинскую жесткую властную вертикаль. Тем более, Москва спокойно восприняла губернатора от ЛДПР в 2018 году.

А так везде – свои

В пользу этой версии – практически тотальная победа выдвиженцев или ставленников Кремля в других регионах. Личные назначенцы Владимира Путина смогли не только собрать более 50% голосов, избежав второго тура.

Остался проблемным Санкт-Петербург. Независимые наблюдатели сообщали о многих нарушениях, однако действующая власть уверенно утверждает, что эти случаи не могли повлиять на волеизъявление граждан. Поэтому родной для Владимира Путина как политика регион может еще дать знать о себе как центр системной, а не эпатажной, оппозиции.

Пестрота не грех

Но самой неоднозначной оказалась ситуация в Москве. Выборы в Мосгордуму состоялись на фоне предшествовавших им нескольких волн массовых акций протеста. Шумиха пошла на пользу системной оппозиции, поскольку теперь в думе столицы РФ будут заседать депутаты от КПРФ, «Яблока» и «Справедливой России». У «Единой России» осталось чуть менее половины мест. Примечательно, что не все «единороссы» шли от партии, большее их количество самовыдвиженцы.  Это значит, пропутинским депутатам в Мосгордуме придется учиться блокироваться и маневрировать. Тренерами лучше нанять лидеров украинских политических партий, овладевших этим искусством в совершенстве.

Фактором победы кандидатов от оппозиции стала технология «умного голосования» от Алексея Навального: в каждом округе отдать голоса любому из тех претендентов, которые не были поддержаны действующей властью. Сравним с президентскими выборами в Украине, когда перед первым туром звучали призывы проголосовать за кого угодно, только не за действующего главу государства.

Путин и технологии

По большому счету, 8 сентября оказался удачным днем для Кремля, ведь могло быть и хуже. Путин сохранил контроль над 16 регионами, правда, власть его ставленников несколько размыта. Но это и хорошо, — пусть почувствуют зависимость от Москвы.

Там. где победили провластные кандидаты, местная исполнительная власть (у нас говорят – админресурс) очень постаралась помочь. Классический пример =- Санкт-Петербург с тщательным отсевом кандидатов на этапе регистрации и массовыми нарушениями, где провластный Александр Беглов побеждает с хорошим отрывом двух оппозиционных кандидатов, но у них суммарно около 30% голосов. Это значит, если бы системная оппозиция выставила распиаренных кандидатов, ее результат был бы намного лучше. Против оппозиции, кстати, сработала низкая явка как итог нервной и невнятной агитационной кампании.

Владимир Путин явно намерен серьезно подготовиться к парламентским выборам (через 2 года). И Кремль неспешно обкатывает новые технологии. Помимо выдвижения ЛДПР как альтернативы системной оппозиции (что удобно для власти), технологи Путина обдумывают противоядие «умному голосованию», усматривая в нем старинный прием концентрации электората. Поскольку рассеивание не сработало, вероятно, ставка будет сделана на работу с каждым из оппозиционных депутатов в городских и краевых думах.

Кроме того, Путин явно склонен заигрывать с Западом. Это значит и многопартийность, и плюрализм, и многообразие. Партийная пестрота позволит Кремлю списать большинство социальных провалов на оппозицию, которая «противодействовала». И – расколоть социум.

Однако, несмотря на все это, россияне ясно дали понять Кремлю, что их терпение подошло к пределу.

ЗамПолит