За Сирию ответишь: США начали большую игру, что ждет Украину

Ближний Восток опять полыхает: Ливия и Турция вплотную подошли к состоянию войны, США до максимума накалили отношения с Ираном и, похоже, уходят из Ирака, Россия усиливает военное присутствие в Сирии. Плюсуем странную историю с убийством Хашоги в Саудовской Аравии, не все отголоски которой прозвучали. Похоже, Соединенные Штаты не против запустить новый раунд глобального выяснения отношений. Что будет с Украиной?

Бомба для Трампа

Сначала о диспозиции. США сначала открыто заявили, что их беспилотники ликвидировали иранского генерала Сулеймани. Информация была противоречивой? То Трамп знал, то не знал. По последним данным, некая общественная американская околовоенная организация отрицает причастность сил антитеррористической коалиции к удару по аэропорту, где и был устранен Сулеймани. В то же время, президент США в социальной сети Твиттер приветствовал и одобрял ликвидацию генерала. Однако прошла и информация, что операцию разрабатывали советники Трампа, но он мог и не знать о дате ее реализации.

Реакция Дональда Трампа, увидевшего в американских угрозах Ирану возможность заработать дополнительные симпатии за гибель контрактника США в Иране, логична. В то же время, противоречивая информация свидетельствует о растерянности: в Белом доме явно не знали, как реагировать на событие.

Любимая игрушка

С одной стороны, воинственность Трампа – в его стиле, поэтому лучше признать факт и выжать из него максимум. Война с Ираном будет очень кстати в разгар процесса импичмента президента США. Минимум выгоды – блокируется или сводится к минимуму вероятность голосования республиканцев в Сенате за импичмент Трампа.

С другой стороны, с Ираном связаны и определенные риски. Демократы могут обвинить республиканцев в провоцировании Ирана: президент, мол, не бережет жизнь и безопасность американцев.

Ловкая партия

Есть и еще примечательный момент. Незадолго до американской спецоперации в Иране проходили акции протеста, в организации которых правящие круги подозревали американцев. Здесь и кроется ключ к возможному выходу из иранского кризиса: если Траппу в диалоге с властями Ирана удастся доказать, что спецоперация – дело рук демократов, как и массовые акции протеста, у президента США появляется отличный шанс не только удержать за собой пост, но и сплотить военных и промышленников. А заодно и «застолбить позиции» в регионе. (Косвенно о попытках людей Трампа выйти на контакт свидетельствует сворачивание тренировочной миссии НАТО в Иране).

Для этого Трампу, кровь из носа, нужна Россия. Но Владимир Путин не зря был так отстраненно-задумчив в своем новогоднем обращении.

Сирийское предупреждение

Иран был и, вероятно, пока что остается одной из выигрышных карт России в геополитической партии с США. На сегодня понятно, что российский марш-бросок в Африку пока не принес ожидаемых результатов. И все, что остается Путину, чтобы выжить (во всех смыслах) в геополитической мясорубке, — укреплять линию «Северная Корея – Китай — Иран – Сирия». Пока что форпостом РФ в регионе остается Сирия. И моментально, после ликвидации иранского генерала, силы Башара Асада и российские войска (по данным некоторых агентств и журналистов) перешли в наступление в Сирии. Объединенными усилиями удалось захватить один из населенных пунктов в Идлибе – последнем регионе, остающемся в руках оппозиции Асаду.

Снова флаги жгут

Путин и Асад спешно укрепляют тылы, одновременно давая понять Ирану, что они рядом, если что. РФ рассчитала арифметически точно: США не станут активно защищать сирийских джхадистов, пока ищутся выходы на Иран.

Но без России выход на Иран для американцев не будет результативным. В Тегеране уже угрожающе заявили о мести США за убийство генерала Сулеймани. Совет нацбезопасности принял официальное заявление. В тексте заявления есть интересный момент: якобы Штаты мстят Ирану за его роль в ликвидации ИГИЛ и другими экстремистами.

Кремль может усмотреть здесь свою выгоду, в частности – перехватить инициативу антитеррористической борьбы. Заявку на такую роль Путин и Россия делали и ранее, но, конечно, без ответа. Сейчас ситуация такова, что можно реализовать эти амбиции, одновременно попытавшись обвинить в терроризме…сами США. То есть, перевернуть с ног на голову тренд на анти-Россию.

Ливия, Турция, Ирак, — что да как

Спецоперация США явно разрабатывалась со стратегической целью, ведь генерала Сулеймани ликвидировали в аэропорту на территории Ирака. Логично, что Ирак не смолчал, и митинги протеста (вкупе с поджогом посольства США) дали возможность Майку Помпео отложить турне по странам Восточной Европы, включая нашу Украину. Смычка «Иран-Ирак» выглядит внушительнее. Если активируется и Афганистан, полыхнет мощно, разметав или хотя бы существенно ослабив позиции России в регионе.

Волнения сдетонировали и в Ливии: в стране параллельно действуют два правительства. На днях Турция решила направить свои войска в поддержку одного, тогда как второе проголосовало за разрыв отношений с Анкарой. У России с Турцией сложные отношения. Кремль пока что воздерживается от реакции. Но остаться в стороне РФ не сможет. Возможно, в Ливии отыгрывается сценарий, который применят Штаты в Латинской Америке (Венесуэла), раз «цветные революции» не срабатывают. Но по этому же сценарию Россия начала крупную геополитическую комбинацию в Сирии. Поэтому Эрдоган может не бояться: пока он будет играть осторожно, Путину ничего не останется как хранить молчание.

Кто кого кинет и что Украине

Между США и РФ начинается сложная игра на нервах. Если Россия самоустранится от ближневосточного котла, Штаты в нем закрепятся, но их пребывание вряд ли будет беспроблемным. Кремль сохранит значительную часть влияния в регионе, формально не неся ответственности за происходящие события. Но это риск: Вашингтон может перейти к слишком решительным действиям, а, несмотря на заявления о супероружии, российская сторона воевать не готова.

Пока что. И вот это «пока что», возможно, является ключом к пониманию ситуации. Если у американских спецслужб есть достоверные сведения о супероружии россиян, Белому дому действительно имеет смысл поторопиться с укреплением своих позиций в ключевых регионах.

В то же время, если такие сведения есть у россиян об американцах, а российские успехи на ниве вооружения – блеф, Путину нужна была провокация, и он таковую получил. Теперь остается подождать и снять сливки. Не исключено, объяснением происходящему является странный спич Путина о фашизме и антисемитизме.

Впрочем, у происходящего может быть и банальная экономическая составляющая: газопровод «Иран-Ирак-Сирия», позволяющий Ирану торговать своим газом и отчасти размывающий позиции ключевых игроков на мировом газовом рынке: стран Ближнего Востока, России и  США. Поэтому не исключена и версия, что нынешний кризис стал результатом сговора лидеров РФ и Штатов.

Мы вне игры, но играют нами

Украина, что показательно, отодвинута в сторону от этой страшной комбинации. Россия, наскоро заключив договор по газу, сочла, что у нее развязаны руки, а кризисом на Донбассе пусть занимается Европа. Судя по назначению нового посла США в Украине, Белый дом тоже не собирается серьезно влазить в украинские дела. В то же время, показательно накачивается антиукраинской риторикой Польша и – внимание! – дружественный Штатам Израиль. 

Все это вынудит украинских политиков переобуться в прыжке. И единственная проблема, с которой они столкнутся, — выбор цвета кроссовок. Пока что официальный Киев отмалчивается, благо, его мнением никто не интересуется. Ведь, если бы нас спросили, то сказать бы было, по сути, нечего. А изобрести такую формулу высказывания, чтобы не обидеть ни республиканцев, ни демократов, ни европейцев, ни россиян, ни турков, ни сирийцев, мы с нашей политикой в резких тонах и рубленых фразах, вряд ли сможем.

Лилия Брудницкая, эксперт ЦСП «Выбор»

За одни сутки Трампа превратили в «рыжего в каске», — комментарий

Действия США в Ираке и заявления по отношению к Ирану могут быть направлены против Дональда Трампа. Такое мнение в ходе обсуждения в социальной сети американо-иранского кризиса высказал известный украинский политолог Андрей Ермолаев. По его мнению, в сообщениях о спецоперации по устранению генерала Сулеймани прошла интересная информация: Трамп еще два месяца тому назад одобрил устранение иранского генерала. Однако место и время самой операции выбирали в Пентагоне. Таким образом, не исключено, президента США поставили перед фактом, отчитавшись, что «задание выполнено». Не исключено, исходили при этом из наличия одобрения президента, с одной стороны, и опасений о шаткости позиций Иракского руководства и рисков отказа от американской помощи.

 — Но по факту — очень похоже на розыгрыш: возврат к силовой политике, втягивание в конфликт. Из договороспособного и нестандартного бизнесмена при власти Трамп за одни сутки превращен в «рыжего в каске».

Как подчеркивает эксперт, ситуация угрожает евро-атлантической коалиции:

— В ЕС, помня розыгрыш с «ядерным оружием в Ираке», вряд ли пойдут дальше дипломатического политеса. Подыгрывать энерго-амбициям США, учитывая стоимость сланцевых ресурсов и горькую память 1972-73 с «пузырем» т.н. «аляскинской нефти» тоже не будут. Да и сам прецедент «уничтожения плохих» с помощью ракет и беспилотников больше смахивает на беспредел, так можно далеко зайти.

Андрей Ермолаев не исключает, что иранский кризис может обернуться окончательным закатом евро-атлантики . А будут ли американцы рады постоянной угрозе новых терактов и призывам повоевать в клокочущем Ближнем Востоке –данный вопрос эксперт считает риторическим.
Как это скажется на расстановке сил внутри самих Соединенных Штатов буквально накануне развертывания президентской кампании? Эксперт полагает, что изменения возможны:

—  Кто-то удачно сделал подачу в сторону просевших демократов, которым пора одевать одежды «американской партии мира».

ЗамПолит